Рейтинг@Mail.ru
  • image001.jpg
  • image0010.jpg
  • image0011.jpg
  • image0012.jpg
  • image0013.jpg
  • image0014.jpg
  • image002.jpg
  • image003.jpg
  • image004.jpg
  • image005.jpg
  • image006.jpg
  • image007.jpg
  • image008.jpg
  • image009.jpg
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет фона:

Теоретическое отделение

Когда вся жизнь – в музыке (о преподавателях
музыкальной литературы Л.Б. Горновой и Г.А. Прозоровой)

С годами в памяти всё острее и ярче вспыхивают и искрятся сполохи - страницы юности, учёбы в Нижнетагильском музыкальном училище. Обучение на теоретическом отделении захватывало необходимостью решения сложных, разнообразных и интересных учебных задач. К разряду «специальности» относилось сразу несколько предметов, в том числе музыкальная литература. Сначала была зарубежная, а потом её сменяла русская. Зарубежную музыкальную литературу вела Людмила Борисовна Горновая.

Первая встреча с Людмилой Борисовной, которая была классным руководителем теоретиков, произошла на собрании и оставила незабываемое впечатление: интеллигентность, обаяние, улыбчивость. Вместе с тем в ней присутствовали сдержанность, определённая дистанция, которые заставляли учеников внутренне «подобраться», в ней было что – то от английской леди. На уроках мы строчили конспекты, вслушиваясь в её очень содержательную, всегда эмоционально окрашенную речь. Часто Людмила Борисовна садилась к инструменту и «показывала» музыку. Всегда профессионально. Того же требовала и от нас. Если «тема» была выучена плохо или игралась немузыкально, Людмила Борисовна всегда добивалась качественной игры: разучивала, репетировала с учеником до тех пор, пока музыка не начинала звучать адекватно. Когда ты был плохо готов к семинару, достаточно было лишь иронического замечания Людмилы Борисовны, чтоб к следующему уроку ты немедленно всё выучил и получил реабилитацию.

Очень содержательно проходили творческие кружки, которыми руководила Людмила Борисовна. Мы знакомились с творчеством композиторов, которых не было в программе, с художниками, поэтами.

Незабываемой стала поездка на Олимпиаду в Уральскую консерваторию. Мы, ученики, поселились в студенческом общежитии вместе с Людмилой Борисовной. С утра мы ходили в консерваторию, выполняли конкурсные задания, а вечерами вместе с Людмилой Борисовной ходили на концерты в филармонию, а потом гуляли, обменивались впечатлениями, и вообще, много общались на самые разные темы. Как же это было увлекательно и полезно!

Дома у Людмилы Борисовны мы тоже бывали. У неё был рояль, который буквально гипнотизировал нас, потрясающий пушистый кот и очень хорошая библиотека, книжками из которой она щедро делилась. Сейчас в библиотеке нашего колледжа можно встретить много книг, подаренных Л.Б. Горновой.

На 3 курсе мы перешли от Людмилы Борисовны к Прозоровой Галине Аркадьевне, которая вела русскую и советскую музыкальную литературу, а также была заведующей теоретического отделения. Она сразу поразила сильным, ярким темпераментом. Галина Аркадьевна буквально заражала нас интересом не только к музыке, но и к театру, элитарному кино. Она обращала наше внимание на все интересные новинки, давала им критическую оценку. От неё мы узнали, как важны в кино не только режиссер и актёры, но и оператор, художник! На столе у неё всегда лежала горка свежих толстых журналов. Всё это мы впитывали, мотали на ус.

По – новому у нас стали проходить семинары. Мы усаживались вокруг инструмента и пытались говорить не только выученные конспекты, но и, листая клавиры, рассуждать, сравнивать, делать выводы. Темы из опер мы часто пели все вместе под аккомпанемент Галины Аркадьевны, лихо справлявшейся с пианистическими трудностями. Когда – то она, воспитываясь в музыкальной семье (мама – пианистка, часто репетировала дома с певцами), мечтала быть концертмейстером в оперном театре. Но жизнь сложилась иначе: Галина Аркадьевна стала классным музыкантом - профессионалом в другой области, области преподавания музыкальной литературы. Вела она у нас также критику и лекторскую практику.

Скромно живя в быту, Галина Аркадьевна почти все свои средства тратила на поездки в культурные столицы не только нашей страны, но и других стран. Жадная до впечатлений, она по приезду делилась ими, рассказывая о поездке очень обстоятельно и интересно.

Живая, энергичная, яркая, Галина Аркадьевна часто фонтанировала в капустниках, ходила на лыжах, посещала занятия йогой. Она ездила с нами в сентябре на уборку морковки. Обладая незаурядным чувством юмора, Галина Аркадьевна, сидя у горы собранной морковки, от души хохотала над популярными у молодёжи уморительными «жестокими стишками», которые читали «народники».

Галина Аркадьевна обожала животных, и взяла шефство над бездомными кошками и собаками, обитающими в районе училища, подкармливала их. Однажды она воскликнула, что у них «не морды, но лица»!

Людмила Борисовна Горновая и Галина Аркадьевна Прозорова посвятили музыке, преподаванию всю свою жизнь, воспитав огромное число музыкантов. И мы, ученики, вспоминаем их с любовью и благодарностью.

Горбачёва Л.В,,
преподаватель
ГБПОУ СО «НТКИ»,
г. Нижний Тагил


 Наше родное сольфеджио (о Р.А. Федосееве)

27 мая 2018 года исполнился бы 91 год Роберту Алексеевичу Федосееву – композитору, преподавателю, проработавшему в  колледже на теоретическом отделении более 30 лет и ставшему важной частью славного прошлого нашего учебного заведения, его легендой.   В преддверии 60-летнего юбилея колледжа мне бы хотелось вспомнить об этом удивительном человеке,   перелистать некоторые страницы его творческой биографии.

Роберт Алексеевич Федосеев – не коренной уралец. Он родился 27 мая 1927 года в Новосибирске. Путь профессионального становления Федосеева был достаточно долгим и растянулся на несколько десятилетий, во время которых  была и учеба по классу виолончели в Омском музыкальном училище, ив Новосибирском музыкальном училище на дирижерско-хоровом отделении, и в Ленинградском музыкальном училище при консерватории на композиторском отделении, где начались его первые серьезные опыты в сочинении музыки.   Эти годы учебы в Ленинграде определили судьбу будущего композитора. В качестве дипломной работы по окончании  музыкального училища молодой композитор предоставил одноактную оперу «Нерченский острог», созданную по мотивам Пушкинского послания ссыльным декабристам. Это произведение, по словам самого Федосеева, стало его  первым зрелым  сочинением. Высшее музыкальное образование Роберт Алексеевич получил лишь в 1979 году, окончив Уральскую государственную консерваторию по классу композиции у профессора Николая Михайловича Пузея.

В 1956 году РобертАлексеевич вместе с женой приехал на Урал. С 1962 года Федосеев начал работать в Нижнетагильском драматическом театре заведующим музыкальной частью. Отсюда и берет свое начало его музыка для спектаклей. Написание театральной музыки, безусловно, оказало влияние на композиторский стиль  Федосеева в целом.

За все время сотрудничества с театром композитор  написал музыку к 60 спектаклям, которые с успехом прошли в разные годы в театрах не только нашего города, но и за его пределами. «Другая», «Пробуждение», «Ах, эти дети», «Были каменного пояса», «Нас где-то ждут», «Тайна черного озера» - в этих и других драматических постановках звучит музыка Роберта Федосеева. Сотрудничал Федосеев и с театром кукол. Им написана музыка к таким детским спектаклям, как «Серебряное копытце», «Дельфиния», «Волк, заяц и козлята», «Кошкин дом» и др.

Кроме музыки к спектаклям, Федосеев писал  музыку в самых разных жанрах: камерно-вокальном, симфоническом, инструментальном. Среди всех его произведений выделяются: Симфонические эскизы «Русь» для оркестра русских народных инструментов, Концерт для фортепиано с оркестром, Поэма – симфония «Памяти Сергея Есенина» для смешанного хора, чтеца и баса, «Баллада о солдате» для смешанного хора, фортепиано, трубы, ударных, хоровая сюита «Песни у костра», фортепианный цикл «Музыка для детей». Есть у него «Песня о Нижнем Тагиле» - лирическая, проникновенная, как признание в любви Нижнему Тагилу, пусть не родному городу, но который на долгие годы стал второй родиной Федосеева.  Эти сочинения, как и многие другие,  не раз исполнялись в нашем учебном заведении различными солистами и  коллективами, в том числе и на авторских концертах композитора.

Все, кто, так или иначе, сталкивался с музыкой Федосеева,  отмечают ее эмоциональность, открытость, стремление к доступности музыкальных образов. Сам композитор не раз высказывался по этому поводу: «Музыка должна быть доступна, искренна. Выдумывать, изобретать, чтобы поразить мир – это пустое занятие. Не люблю показушных сочинений… Главное в музыке – она должна помогать распознавать добро и зло, вызывать благородные чувства, давать радость и утешение, силы для борьбы. Как хорошая книга, на героя которой хочется быть похожим. Я понимаю ту музыку, которая делает человека духовно богаче…» (из интервью газете «Горный край» от 26 июня 1997 года)

В целом музыка Федосеева оптимистичная, светлая, радостная.  «По натуре я оптимист» - эти  слова самого композитора подтверждают ее настроение. Но немало в ней и серьезных, драматических страниц. Такова, например, «Тагильская симфония», как назвал ее сам композитор. «Она мировоззренческого характера, в ней весь я – от первой до последней ноты, со своими чувствами, собственным видением мира…». Последнее сочинение Федосеева  -  «Исповедь» («XXI век»), в котором композитор ведет  философские размышления о жизни, о будущем. Оно прозвучало  2 мая 2007 года на концерте памяти композитора в исполнении симфонического оркестра колледжа.

Не менее значительна была работа Роберта Алексеевича Федосеева  в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. Он начал работать  в колледже (тогда еще областном музыкальном училище) с 1962 года, параллельно с работой в театре. Роберт Алексеевич преподавал почти  все предметы музыкально – теоретического цикла. Через его класс прошли практически все теоретики. Я и мои сокурсницы постигали у него азы сольфеджио и полифонии. Федосеев  дал нам значительную базу в области музыкальной теории, привил любовь и уважение к музыкальному искусству. Это было незабываемое время!

Роберт Алексеевич вел большую методическую работу. Некоторое время он был председателем теоретической секции училища, оказывал серьезную помощь молодым педагогам – теоретикам.

Опытный, высокопрофессиональный, добросовестный,  творческий, он был строг и требователен к ученикам. Многие студенты боялись Роберта Алексеевича, особенно при первой встрече. Он страшно (как нам тогда казалось) смотрел исподлобья, ходил из угла в угол, нагнетая атмосферу, нервно курил, ругался, отправлял «торговать пирожками».  Но все это было напускное. На самом деле он был очень добрым, скромным, деликатным, с отменным чувством юмора. И мы все его очень любили!

Кумиром и композиторским Богом для Федосеева был П. И. Чайковский. В кабинете № 6, где занимался Роберт Алексеевич, на фортепиано стоял маленький гипсовый бюст Петра Ильича, который Федосеев берег как зеницу ока! Это был его своеобразный талисман. Роберт Алексеевич постоянно приводил примеры из  произведений Чайковского, исполняя отрывки  на фортепиано. Он мог прервать урок и поставить слушать фрагмент из VI симфонии или из «Ромео и Джульетты», при этом эмоционально подпевал, говорил «Гениально!». А на трагической кульминации I части VI симфонии плакал, и мы вместе с ним…

У Роберта Алексеевича было отменное чувство юмора. Он часто хохмил на уроках, вспоминая различные смешные истории и анекдоты на музыкальные (и не только) темы. А также подтрунивал над нами, когда мы были не готовы к уроку или делали что-то не то. Многие  его «шутки», адресованные   студенткам – теоретикам,  вошли в историю. Вот только некоторые из них:

- Ты так жалобно поешь, что хочется тебе копеечку подать!

-Лариса, вашу тетрадь, похожую на тряпочку, надо постирать в «Лотосе» или в «Эре»! (Был такой стиральный порошок)

-Вы порете галиматью, уважаемая!

-Я не могу так работать, у вас лица, замотанные в дым!

-Вы все серы, как телогрейки!

-В цирке медведи катаются на коньках, собаки считают, а вы не можете модуляцию сыграть!

 

Милый, славный Роберт Алексеевич! Спасибо, что Вы были в нашей жизни, спасибо за знания и опыт, которые Вы нам дали! Спасибо за все, дорогой Учитель!

Панкова Т.В.,

заведующая теоретическим отделением

ГБПОУ СО «НТКИ»,

г. Нижний Тагил