Рейтинг@Mail.ru
  • image001.jpg
  • image0010.jpg
  • image0011.jpg
  • image0012.jpg
  • image0013.jpg
  • image0014.jpg
  • image002.jpg
  • image003.jpg
  • image004.jpg
  • image005.jpg
  • image006.jpg
  • image007.jpg
  • image008.jpg
  • image009.jpg
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет фона:

Общее и специализированное фортепианно

История создания отделения «Фортепиано для всех»

(о секции общего и специализированного фортепиано)

В первые годы существования Нижнетагильского колледжа искусств фортепиано для всех студентов преподавалось в рамках обычной учебной дисциплины с традиционными зачётами и экзаменами. Преподаватели получали этот предмет в качестве «нагрузки» к основной специальности. Молодые специалисты, хорошо владеющие фортепиано, иногда сами с удовольствием занимались со студентами не только своего отделения. К примеру, первая заведующая  теоретическим отделением Прозорова Галина Аркадьевна, преподавала фортепиано струнникам и народникам, а приехавшие работать во второй половине шестидесятых дирижёры-хоровики Колчины занимались с хоровиками и теоретиками.

Когда училище переехало в здание на улицу К.Маркса, в помещение школы, классов для индивидуальных занятий не имелось, потребовался ремонт специфический. Уже было достаточное количество иногородних студентов, которые готовились к занятиям не только утром и вечером, но иногда и по ночам. Преподаватели общего фортепиано получали классы для занятий после окончания теоретических предметов, обычно часов в шесть вечера и занимались «до упаду» до десяти часов. Собственно отделение, которое тогда называли «секцией», сформировалось к 1970 году, когда начали работать преподавателями выпускники училища.

Руководителем отделения стала Звеняцкая Галина Марковна, которая работала и со студентами специального фортепиано. К тому времени она уже закончила консерваторию. Ширнина Светлана Николаевна, одна из тех выпускников нашего образовательного учреждения, которая заложила традицию преподавания, совмещая его с концертмейстерским мастерством. До настоящего времени все педагоги отделения прошли через это сочетание, которое идёт на пользу и старшим, и младшим: ученики играли по специальности с концертмейстером, и у него же учились по фортепиано. Тогда же была «на прицеле» и традиция по профориентации: педагоги, работавшие в музыкальных школах по совместительству, готовили своих учеников к поступлению в училище. Ольга Борисовна Жукова, преподаватель теоретического отделения, всегда вспоминает о том, как она занималась в музыкальной школе у Тамары Васильевны Глушковой. О таких учениках, школьниках-студентах, вспоминают и радуются их успехам и С.Н. Ширнина, и Н.В. Фёдорова.

Постепенно нарастал интерес к нашему предмету, педагоги по специальности и руководители отделений постоянно присутствовали на всех экзаменах и важных выступлениях своих студентов. Иван Васильевич Денисов, первый заведующий отделения духовых инструментов, всегда приходил на экзамены, «страдал» и помогал своим сочувствием всем жаждущим получить хорошую отметку. Галина Аркадьевна Прозорова очень внимательно следила за качеством обучения теоретиков, много помогала молодым педагогам, тактично давала советы в трудных случаях. Первый заведующий учебной частью училища Сергей Иванович Волков приучал к трудовой дисциплине, регулярно с контролем проходил по всем классам, следил за работой молодых специалистов, интересовался их заочным обучением в ВУЗе, очень разумно давал нагрузку, всегда своим «вызовом на ковёр» приводил в трепет нерадивых студентов.

Так сложилось, что в одно время пришли на работу преподаватели, учившиеся на одном курсе в училище: Обложенко Л.А., Манилова М.М., Никельберг В.А., Фёдорова Н.В. Мы учили и одновременно учились у наших наставников. Взаимный интерес ко всему, что происходит в нашем родном коллективе и музыкальном сообществе, всегда даёт положительный эффект в работе, настраивает на плодотворный труд. Вспоминаем с радостью общение  с педагогами специального фортепиано Елагиной Л.Ф., Краснер И.В., Яковлевой Э.Е., Смелянской Л.З. Надо упомянуть и о том, что были моменты обучения теоретиков у педагогов специального фортепиано, когда не разрешалось учиться на двух отделениях, и переходы с теоретического отделения на отделение специального фортепиано.

Очень хочется рассказать о тех педагогах, кто сейчас не работает на отделении, но оставил хороший след в наших сердцах и сердцах своих учеников. Черепахина Анна Никитична, тагильчанка по рождению, окончила свердловскую музыкальную школу-десятилетку (тогда в Тагиле ещё не было училища) и Алма-Атинскую консерваторию. Человек по натуре мягкий, но требовательный, она на первых порах страдала от нерадивости некоторых учеников, но студенты получали от неё хорошую путёвку в жизнь. Вспоминаю, как один из лучших наших студентов-балалаечников Паша Калдин «доставал» её все первые годы обучения, и она просила: «Уберите от меня этого негодяя!». На четвёртом курсе Паша решил поступать в Ленинградскую консерваторию и начал резко прогрессировать в фортепианном исполнительстве. Надо было видеть Анну Никитичну в момент его триумфа на последнем экзамене! Она поняла, что он должен получить заветную «пятёрку», и заботливо искала ему стул: «Павличек, Павличек, сядь удобно, не нервничай!». И таких интересных моментов в её работе было множество.

Галина Марковна Звеняцкая плодотворно проработала у нас не одно десятилетие. Выпускница нашего заведения и Уральской государственной консерватории, она преданно служила нашему отделению, не отвлекаясь на другие предложения. Занималась со студентами всех специальностей, но в последний период сосредоточилась на работе с духовиками и народниками. А среди них всегда находятся очень интересные музыканты! И Галина Марковна всегда находила для них интересные выходы из трудных ситуаций, относилась к ним с пониманием, желала им всяческих успехов и все проблемы решала мирным путём. Запомнились отчётливо выступления таких её учеников, как Сергей Бритман и Аркадий Турушкин. Сейчас Галина Марковна живёт в Израиле.

Маргарита Михайловна Манилова успешно сочетала работу преподавателя с работой концертмейстера в классе хорового дирижирования. Много лет проработала с Олегом Николаевичем Зайцевым, Еленой Иосифовной Зайцевой, вела уроки фортепиано с учениками-хоровиками этих преподавателей. Всегда спокойная, сдержанная, умело находила контакт с любым из учеников, интересовалась их жизнью, давала добрые советы. Когда открылось актёрское отделение, в программе первых лет обучения было музыкальное воспитание в индивидуальном порядке. Почти все студенты первого набора проходили обучение на фортепиано. Многие занимались у Маргариты Михайловны. В нашем драматическом театре и на телевидении мы видим актёров, которым помогла войти в профессию эта добрая преподавательница. Она сейчас тоже живёт в Израиле.

Татьяна Сергеевна Борисова была долгие годы концертмейстером у скрипачей и любила заниматься со струнниками по фортепиано. Они играли  сложные программы и в своём дальнейшем творческом пути никогда не имели проблем с этим инструментом.  Анна Конышева сейчас работает в нашем колледже и Нижнетагильской филармонии, скрипач Алексей Панкратов играет в оркестре в Канаде, виолончелист Дмитрий Яковлев играет и преподаёт в Екатеринбурге. Ещё одной заботой у Татьяны Сергеевны были духовики. Она была у них классным руководителем, поэтому строго спрашивала и за успеваемость на уроках фортепиано. Вспоминаются многие, но хочется отметить таких учеников Татьяны Сергеевны, как трубач Сергей Ефремов, флейтист Сергей Ведерников, кларнетист Ринат Закирьянов. Сейчас Татьяна Сергеевна  живёт в Екатеринбурге.

Тамара Васильевна Глушкова прошла у нас весь свой педагогический путь. Занималась со студентами всех специальностей. Энергичная, инициативная, всегда отстаивающая справедливость, она воспитала многих. Всех, кто первый раз садился за фортепиано, «ставила на крыло», умело работая с аппаратом. Всегда выглядела на «отлично», была примером для других, старалась воспитать у учеников  чувство ответственности за свою профессию. Как не вспомнить игру её очень хорошей ученицы, ныне преподавателя нашего колледжа Татьяны Леонидовны Кононской! Даже необходимые для гитариста «ногти» не мешали ей исполнять весьма виртуозные произведения. Заведующая отделением народных инструментов Валентина Петровна Ольхова тоже успела поучиться у Тамары Васильевны, как и многие другие педагоги, работающие сейчас в  других учебных заведениях.

Хотелось вспомнить ещё одного преподавателя, который работал в самые первые годы, когда ещё мы, нынешние преподаватели, учились. Это Ефим Михайлович Ревинзон, папа нашего замечательного музыканта и педагога Эдуарда Ефимовича Ревинзона. Вот кто умел научить играть ученика, который не владел нотами, но обладал слухом! Молодых коллег всегда в завершение экзамена хвалил «за отлично проделанную работу».

Ныне на нашем отделении трудятся Ширнина Светлана Николаевна, Фёдорова Наталия Владимировна, Никельберг Вера Анектовна, Миронова Валентина Леонидовна, Татаурова Юлия Руфовна, Арестова Елена Николаевна, Шихова Елена Владимировна.

Учебные планы выполняются в полном объёме, у нас хорошие условия для занятий. Педагогами отделения подготовлены программные требования по всем специальностям, регулярно проводятся межсеместровые мероприятия: технические зачёты, конкурсы на лучшее исполнение виртуозных произведений и самостоятельно выученных пьес, контрольные уроки по аккомпанементу и чтению с листа, игра ансамблевого репертуара.

Конечным итогом обучения мы довольны. Студенты на протяжении всех лет обучения показываются публично, любят выступать в концертах.  Участвуют в конкурсах всех уровней, начиная с внутренних, и доходят до конкурсов международного уровня (конкурс им. Цветикова в Екатеринбурге для теоретиков и дирижёров, Интернет-конкурсы).
Каждый год в течение десяти последних лет мы проводим ежегодный тематический концерт отделения, в котором выступают не только студенты, но   и преподаватели с разных отделений в качестве пианистов и ансамблистов, бывшие выпускники и студенты ВУЗов. С каждым годом интерес к таким концертам растёт, приходят любители музыки, которым мы тоже предоставляем возможность выступить вместе с нашими ребятами.  Темы концертов самые разнообразные: «Играем с педагогом», «Начнём с Бетховена», «Музыка для взрослых и детей», «Битва роялистов» и т.д.

Заслуживает внимания ежегодный конкурс по общему фортепиано для школьников. Он проводится в январе, а в мае месяце у нас проходит концерт, в котором принимают участие и школьники, и студенты. Каждый играет своё любимое произведение, играет с удовольствием!

Мы желаем секции общего и специализированного фортепиано всего самого хорошего и успехов в профессиональной деятельности.

 

Фёдорова Н.В.,
председатель предметно-цикловой комиссии
 общего и специализированного фортепиано
ГБПОУ СО «НТКИ»,
г. Нижний Тагил