Рейтинг@Mail.ru
  • image001.jpg
  • image0010.jpg
  • image0011.jpg
  • image0012.jpg
  • image0013.jpg
  • image0014.jpg
  • image002.jpg
  • image003.jpg
  • image004.jpg
  • image005.jpg
  • image006.jpg
  • image007.jpg
  • image008.jpg
  • image009.jpg
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет фона:

Вокальное отделение

«Желая прошлое окинуть долгим взглядом…»
(К истории вокального отделения)

Благодаря активной профессиональной деятельности директора НТМОУ Карамышевой  А.Н. и  Коряковой Л.В., возглавлявшей в те годы городской отдел культуры, в  1976 году в училище было открыто вокальное отделение.

Первым заведующим вокальным отделением был Александр Дмитриевич Ефимов. В Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского он обучался в вокальном классе Василия Герасимовича Ухова, известного оперного и камерного певца, солиста Свердловского оперного театра, заслуженного деятеля искусств РСФСР (1937 г.), педагога и общественного деятеля.

После окончания консерватории А.Д. Ефимов работал в качестве концертного певца в филармонии города Сыктывкара. Педагогическую деятельность начал в НТМОУ на дирижёрско-хоровом отделении, занимаясь постановкой голоса. Тамара Уаровна Ревинзон, до открытия в училище вокального отделения, также работала со студентами дирижёрско-хорового отделения, обучая их академической манере пения. Она, закончив Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского, вместе с мужем (Ревинзон Э.Е.) приехала работать в НТМОУ в качестве иллюстратора и педагога-вокалиста. Педагоги вокалисты работали высокопрофессионально, формируя у студентов музыкальный вкус, развивая вокально-технические и исполнительские навыки. На академических концертах учащиеся демонстрировали опёртое, прикрытое, ровное на всём диапазоне звучание голоса. Параллельно с педагогической деятельностью оба педагога-вокалиста работали как иллюстраторы в концертмейстерском классе на фортепианном отделении. В училище звучала классическая вокальная музыка в их исполнении не только в классах и на экзаменах, но и в концертах, которых было немало в стенах нашего учебного заведения. По совместительству, в фортепианных классах работали в то время иллюстраторы Б.Н.  Тюленев и В.Н. Грачёв.

В том же 1976 году начала свою работу в НТМОУ и я, Власова Лидия Алексеевна. Сначала в качестве иллюстратора, а через полгода - как преподаватель вокального отделения. После окончания Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского я работала  в Рязанской областной филармонии (Есенинский театр) в качестве солистки- вокалистки, а потом два года в составе труппы Марийского музыкального театра в городе Йошкар-Ола.

Заседания вокальной секции (ПЦК) Александр Дмитриевич проводил регулярно. Помню, что после поездки на курсы повышения квалификации, я отчитывалась перед педагогами отделения, делала сообщение по материалам, которые нам давали на курсах. При обсуждении выступлений учащихся иногда возникали споры, казалось, что обсуждение необъективно, обсуждают с пристрастием,  но Александр Дмитриевич был мудрым человеком, он говорил: «Методики у нас  разные, школы разные, однако главное, чтобы голос ученика звучал естественно, опёрто, интонационно чисто и выразительно». В конце обсуждения оценка всё-таки соответствовала уровню подготовленности студента.

Преподаватели училища должны были заниматься музыкально-просветительской деятельностью. (Мне помогала, в качестве концертмейстера, педагог фортепианного отделения Эвелина Евгеньевна Яковлева. Она была замечательным человеком, надёжным другом и очень профессиональным аккомпаниатором.  Благодарю судьбу за встречу с этим музыкантом. Я с благодарностью вспоминаю наши репетиции и выступления. В течение первых шести лет мы каждый год готовили новые концертные программы. В концертах звучали: моноопера Ф. Пуленка «Человеческий голос»; цикл романсов на стихи Весны Парун  В. Трапезникова; вокальный цикл на стихи Саши Чёрного  «Сатиры» Д. Шостаковича; концертные программы  из романсов М.И. Глинки; П.И.Чайковского; Н. Римского-Корсакова; С.В. Рахманинова; вокальный цикл  «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана; дуэты из опер русских и зарубежных композиторов (в качестве партнёра – В.Д. Привознов); арии и дуэты из оперетт; романсы современных русских и зарубежных композиторов, в том числе музыка наших училищных композиторов – В.Г. Трапезникова, М.И. Сорокина, Р.А. Федосеева.

В 1980 году в училище, на вокальное отделение, в качестве иллюстратора и вокального педагога, был приглашён В.Д. Привознов. После окончания Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского он какое-то время работал в городе Алма-Ата в качестве солиста-вокалиста в Ансамбле песни и пляски вооружённых сил военного округа. Это был умный, талантливый, артистичный, тактичный человек, с неиссякаемым чувством юмора.  Вячеслав Дмитриевич обладал сильным, ровным, гибким голосом (тенор), владел мастерством филировки, умением петь mezza voce. Мы вместе пели в дуэтах, он был отличным партнёром. Так же как другие педагоги-вокалисты работал иллюстратором в концертмейстерском классе. Некоторое время был заведующим вокальным отделением после ухода с этой должности А.Д. Ефимова. Любил петь под аккомпанемент оркестра народных инструментов, которым руководил его друг Олег Данилович Попов. Был мастером интонации. Его ученики отличались умением петь чисто и позиционно высоко. В 1991 году В.Д. Привознов ушёл из училища по собственному желанию.

По договору работала в училище бывшая солистка филармонии города Харькова – В.А. Орлова. Она тоже совмещала иллюстраторскую работу с педагогической. Для зрителей она спела сольный концерт, составленный из произведений русских и зарубежных композиторов. Исполнение было высокопрофессиональным.

В разное время на вокальном отделении работали педагоги-совместители: И.П. Семёнова, З.А. Белецкая, Н.В. Белоусова, Н.В. Скороходова.

Г.В. Кузнецова была приглашена на работу в училище в 1990 году. После окончания Уфимского государственного института искусств по специальности «пение» она работала в качестве солистки-вокалистки в филармонии и занималась педагогической деятельностью.

Л.В. Бурмистрова начала работать в  НТКИ в  2000 году. В 1998 г. она завершила обучение на вокальном отделении НТМОУ, а в 2000 году получила  диплом об окончании Уральского педагогического университета с присвоением квалификации – «учитель музыки».

В разное время на вокальном отделении работали следующие концертмейстеры: Э.Е. Яковлева, М.Н. Богатая, И.В. Краснер, Л.Ф. Елагина, Л.А. Самохина, С.В. Золотарёва, А.А. Шарова, Э.П. Вернигор, позднее - О.П. Вернигор, И.В. Комухина, Т.Н. Южанина, Т.В. Цыпушкина, О.Ю. Киселёва, И.Б. Изюрова, Л.А. Неганова, Е.С. Трапезникова, Е.Н. Арестова, Е.В. Шихова  и др.

Творческая жизнь в училище всегда была интересной и насыщенной. Вспоминаются яркие концерты, которые рекламировались как «Тагильская весна». Я неоднократно открывала эти концерты романсом С.В. Рахманинова «Весенние воды». Совместными усилиями педагогов по сценической подготовке и педагогов вокального отделения были подготовлены и поставлены музыкальные спектакли «Свадьба при фонарях» Ж. Оффенбаха и «Десять невест и ни одного жениха» Ф. Зуппе. Актёрское мастерство в то время преподавал Дралюк Д.Н.. Позже в училище возник замечательный творческий союз В.Г. Трапезникова (который писал музыку к спектаклям и дирижировал небольшим оркестром) и С.А. Зырянова, который, в свою очередь, писал тексты к музыкальным номерам, слегка переделывал тексты либретто и занимался постановкой музыкальных спектаклей.  В 1996 году был поставлен музыкальный спектакль на сюжет пьесы Аристофана  «Лисистрата». Тексты музыкальных номеров сочинял Сергей Аркадьевич, сохраняя сюжетную линию. В 1997 году этот же творческий ансамбль представил зрителям музыкальный спектакль по пьесе Лопе де Вега «Валенсианские безумцы». Автор текстов музыкальных номеров – С.А. Зырянов, музыка – В.Г. Трапезникова. В 1998 году тот же авторский состав представил зрителям музыкальный спектакль по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». В 1999 году Зырянов С.А. написал инсценировку по повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка». Тексты к музыкальным номерам он сочинял сам. В 2000 году мы увидели постановку нового музыкального спектакля «Учитель из Назарета». Текст был полностью написан С.А. Зыряновым. В 2001 году, с использованием музыки Ж. Оффенбаха, был поставлен спектакль «Мадемуазель Нитуш». В 2003 году была осуществлена постановка музыкального спектакля на музыку Сальери. Жаль, что это был последний спектакль нашего начинающего студенческого музыкально-театрального коллектива. Менялись времена, менялись условия, и эта инициатива не прижилась в училище. Замечательный творческий союз стал невостребованным. Сольные партии в спектаклях пели студенты вокального отделения. К постановкам привлекались учащиеся и других отделений. Все стали говорить о театрально-музыкальной студии, но… этот проект ушёл в прошлое.

В процессе обучения студенты вокального отделения должны заниматься исполнительской и репетиционно-концертной деятельностью по предметам специального цикла – сольное камерное и оперное пение; ансамблевое камерное и оперное исполнительство; фортепиано и чтение с листа; сценическая подготовка; история вокального исполнительства; дирижирование. Должны освоить педагогические основы преподавания творческих дисциплин и изучить учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

В настоящее время сценическую подготовку, сценическое движение и актёрское мастерство преподаёт наш любимый и незаменимый Сергей Аркадьевич Зырянов – актёр, ведущий мастер сцены Нижнетагильского драматического театра, Лауреат премии главы города в области культуры.

Сценическую речь преподают актриса и режиссёр кукольного театра – Н.В. Молоканова и актриса Нижнетагильского театра драмы – Т.А. Зырянова.

Методику преподавания вокальных дисциплин и учебную практику по педагогической работе ведёт Л.А.Власова.

«Сольное камерное и оперное пение» и «Ансамблевое камерное и оперное исполнительство» ведут педагоги вокалисты – Г.В. Кузнецова, Л.В.  Бурмистрова и Л.А. Власова.

Педагоги отделения с первых шагов обучения вокальному искусству стремятся к достижению, прежде всего, чистоты интонации и осмысленности пения. Развивают внимание, умение контролировать звук, воспитывают волевые качества будущих исполнителей. Особое внимание направлено на формирование скоординированной работы всего голосового аппарата. Обязательной является работа по совершенствованию вокальной техники. Обращается внимание на функции резонаторов при формировании певческого тона. Выравнивается звучание голоса при переходе из одного регистра в другой. Обращается внимание на артикуляцию певческих гласных. Развивается подвижность голоса, умение филировать звук, умение работать самостоятельно. Формируется и воспитывается вокальный слух, вкус. Приобретаются исполнительские навыки при сохранении опёртости звучания голоса.

С интервалом в три года педагоги вокального отделения постоянно проходят курс обучения на ФПК.  Преподаватели активно следят за новинками, которые появляются в печати и в библиотеке НТКИ.

В 2007 году Власова Л.А. была направлена в командировку на первый международный междисциплинарный конгресс «Голос», который состоялся в городе Москве с 29 по 30 ноября. На конгрессе было принято решение создать Российскую общественную академию голоса. В 2010 был основан выпуск мультидисциплинарного научно-практического журнала «ГОЛОС и РЕЧЬ», учредителем которого является Общероссийская общественная организация «Российская общественная академия голоса». Академия регулярно рассылает информации членам Академии по электронным адресам, рассылает изданные журналы и сборники научных трудов. Эта информация помогает в методической работе на вокальном отделении и позволяет быть в курсе всех новинок в вокальной педагогике.

В наше время очень популярными стали вокальные конкурсы. Педагоги отделения с интересом относятся к этой возможности показать своих студентов на региональных, областных, всероссийских, международных   конкурсах вокалистов. За последние десять лет студенты вокального отделения завоевали немало дипломов в честном соперничестве.

Ежегодно силами студентов вокального отделения подготавливаются тематические концертные программы, с интересом зрители посещают отчётные концерты студентов -  вокалистов. В музыкальных салонах звучат романсы, песни, арии в исполнении студентов, обучающихся на нашем отделении. В качестве солистов они выступают с коллективами народных, духовых и симфонических оркестров. В этом, юбилейном году, силами студентов была подготовлена концертная программа «Очарование Belcanto». В 2018 году планируется подготовка и проведение вокального конкурса «Наши надежды» на базе НТКИ. Репертуар для голосов с классической постановкой огромен и огромны возможности. И этот репертуар будет жить и расширяться, а звучание голосов будет восхищать миллионы людей до тех пор, пока существует музыка и пение как высокое искусство.

 

Власова Л.А.,
заведующая вокальным отделением
ГБПОУ СО «НТКИ»,
г. Нижний Тагил


 

«Они были первыми»

(о преподавателях вокального отделения)

 Вокальное отделение в НТКИ существует с 1976 года. Первыми его преподавателями были Т. У. Ревинзон (1923-2007) и А. Д. Ефимов (1925-1991) – заведующий отделением.

Александр Дмитриевич Ефимовработал преподавателем по классу вокала на дирижерско-хоровом отделении со дня основания музыкального училища в Нижнем Тагиле. Его дорога в искусство не была прямой и гладкой. В годы войны, закончив семь классов, он, как многие подростки того времени, работал сначала токарем, затем электриком-радистом на разных номерных заводах. Честный, дисциплинированный и добросовестный труженик был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.». Таившиеся художественные наклонности, любовь к музыке начали раскрываться после войны сначала в Свердловском музыкальном училище, куда Александр Дмитриевич поступил в 1946 году, а затем в консерватории, где он учился с 1949 года. Александр Дмитриевич гордился тем, что учился вместе с выдающимися певцами А. Ведерниковым и Б. Штоколовым у основоположника уральской вокальной школы низких мужских голосов Ухова. В вузе Ефимова А.Д. отмечали как одного из лучших студентов-исполнителей музыки Рахманинова. После окончания консерватории молодой специалист работал солистом в филармонии Коми АССР в городе Сыктывкаре. Ощущение сцены, умение «держать зал» сохранилось с тех пор на многие годы.

Позже, будучи педагогом Нижнетагильского музыкального училища, а затем и первым заведующим вокального отделения (с 1976 года), Александр Дмитриевич продолжал выступать в концертах.  В его репертуаре были русская и зарубежная классика, народные песни. Но больше всего его увлекала музыка драматическая, эмоционально открытая. Очевидцы вспоминают, с каким упоением и страстью создавал он образы рахманиновского Алеко, трагического шута Риголетто из одноимённой оперы Верди и др.

Будучи человеком темпераментным, пылким и прямым, Александр Дмитриевич никогда не боялся отстаивать своё мнение. «Правдолюбец», «оппозиционер», «правдоискатель» - такими эпитетами награждали коллеги своего председателя профкома.  Непримиримый к недостаткам, малейшей несправедливости, он критиковал всё, что ему не нравилось, невзирая на лица. Доставалось всем, даже администрации. Ученики его любили. Педагог не просто учил ремеслу, а заботливо наставлял, по-отечески опекал своих питомцев, так как человеком был неравнодушным.

Первая выпускница вокального отделения 1980 года, хормейстер хоровой студии «Звонкие голоса» ГДДТЮ (в 1983-2008г.), педагог-вокалист детского театра «РМИД» школы №64 Харитонова М.В. (в девичестве Сергеева) вспоминала о годах учёбы: «Первым быть всегда нелегко. Думаю, были свои сложности и у Александра Дмитриевича. Воспитать хорошего вокалиста трудно, нужна особая методика, не такая, как при работе с дирижёрами или учащимися теоретического отделения. Но Александр Дмитриевич всегда ставил чёткие конкретные задачи, знал, а главное умел добиться того, чего хотел. Трудолюбие, упорство, настойчивость, умение найти разные подходы в решении поставленных задач - вот главное, что определяло стиль его работы. Я всегда вспоминаю о своём учителе с большим уважением и теплотой».

Рождественская Т.В., выпускница 1985 года, писала в своих воспоминаниях: «Много лет прошло с тех пор, как педагог художественной самодеятельности привела меня в музыкальное училище к Ефимову Александру Дмитриевичу. Это было в 1980 году. Александр Дмитриевич занимался со мной совершенно бесплатно целый год до поступления в училище, пока я заканчивала 10-й класс. Сейчас даже не могу припомнить, дарили ли мы когда-нибудь ему цветы. Позже, в консерватории, нас научили ценить чужой труд и благодарить за него. Когда я поступила в училище, Александр Дмитриевич упорно приучал меня к тому, что пение - это работа, а не прекрасное времяпрепровождение. Вспоминаю его стоящим у окна. Я пою арию Альмиры из оперы «Ринальдо» Генделя: «Дай мне слезами выплакать горе», а сама умываюсь собственными слезами от своего бессилия. Думаю про себя: «К чему краситься,- завтра опять реветь придётся». Я безгранично верила своему педагогу и в точности старалась выполнить все его указания, поэтому поступила в консерваторию вне конкурса. Педагоги впоследствии всегда отмечали мой хорошо поставленный голос и организованное дыхание. Сам Александр Дмитриевич в шестьдесят лет находился в хорошей певческой форме, работал иллюстратором. Сейчас бы прийти за советом – да не к кому».

А.Д. Ефимов был удостоен звания «Ветеран труда» и награждён значком Министерства культуры РСФСР «За отличную работу».

Тамара Уаровна Ревинзон, ветеран труда, награждена значком Министерства культуры РСФСР «За отличную работу».

«Педагог от бога, педагог-волшебник» – так отзываются о ней коллеги и её ученики. Способность «раскрывать», «вытаскивать» голос удивляла и удивляет до сих пор. У нее пели все, даже те, кого природа не наделила ярким голосом. Она с улыбкой вспоминала, как после прослушивания учеников, её коллега-дирижёр Широков Ю.Г. с удивлением и радостью сказал о своей дочери (впоследствии прекрасном педагоге музыкального училища Калмыковой Л. Ю.) «Надо же! Люся-то моя как поёт! Не думал, что она так может!» В чём секрет педагогического мастерства   Тамары Уаровны? В интервью накануне своего 80 летнего юбилея она сама дала ответ на этот вопрос: «Во многом я обязана природе. Она одарила меня вокальным даром и любовью к музыке. Я всю жизнь пела. Помню, маленькой девочкой я пряталась в кустах сирени и выплёскивала в песнях свои чувства. Во время войны школьницей выступала в госпиталях перед ранеными, продолжала петь и в политехническом институте, где проучилась полтора года. Когда мне сказали: «Ты создана для сцены» - поступила в Уральскую государственную консерваторию. Обучаясь на вокальном отделении, выступала уже с оркестром в кинотеатрах. В 1960-м году стала работать в музыкальном училище Нижнего Тагила, и снова пела. Сцена письма Татьяны из оперы Чайковского «Евгений Онегин», песни Клерхен из музыки к драме Гёте «Эгмонт» Бетховена, песни, романсы, арии из опер зарубежных и русских композиторов - я пела очень много. Огромную любовь к пению я стремилась передать своим ученикам. И ещё один секрет - я очень любила своих воспитанников. Если у них что-то не получалось, я терзалась, мучила себя вопросом: «Ну почему они не поют?», и пыталась добиться решения проблемы».

Ученики отвечали Тамаре Уаровне взаимностью - они шли на урок как на праздник, а уходили с урока одухотворённые.  Безграничная вера и любовь творили чудеса - начинали петь даже «шептуны». Тамара Уаровна никогда никому не отказывала в помощи. Порой она спасала тех, от кого отказывались другие педагоги. Иногда хватало одной консультации или ценного совета. Влюблённость педагога в свою работу заставляла учащихся с пониманием и добросовестностью относиться к занятиям. Мягкость, естественность звучания, выразительность исполнения - итог работы педагога. За ними- отличное знание голосового аппарата, владение методикой и напряжённый труд.  Ученики Т.У. Ревинзон работают в разных городах России в музыкальных школах, студиях, хоровых коллективах, театрах. Одна из последних любимых учениц Е. М. Жмуд (Нейжмак), заслуженная артистка России, лауреат международного конкурса вокалистов в Чехословакии, солистка Екатеринбургского театра оперы и балета.

Накануне своего восьмидесятилетия Тамара Уаровна говорила: «Человеку столько лет, на сколько он себя чувствует. Я чувствую себя на 30 лет. В моей жизни было всё: голод, лишения, безденежье, горечь обиды на людскую несправедливость. Несмотря на это, я счастливый человек. Я очень люблю людей, люблю жизнь - она прекрасна! У меня никогда не было сада, но я не мыслю себя без природы. Летние месяцы я обычно проводила с семьёй на горе Палёной. Это такое счастье – просто идти по лесной дороге!». Интерес и любовь к людям, готовность помочь им, молодость духа и энергию Тамара Уаровна сохранила до конца жизни.     

 

Жукова О.Б.,

преподаватель

ГБПОУ СО «НТКИ»,

г. Нижний Тагил