Рейтинг@Mail.ru
  • image001.jpg
  • image0010.jpg
  • image0011.jpg
  • image0012.jpg
  • image0013.jpg
  • image0014.jpg
  • image002.jpg
  • image003.jpg
  • image004.jpg
  • image005.jpg
  • image006.jpg
  • image007.jpg
  • image008.jpg
  • image009.jpg
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет фона:
Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Фортепианное отделение

«Мы Шопену и Баху отдавали сердца…»
(об истории отделения специального фортепиано)

Нижнетагильский колледж искусств, просторное современное здание в самом сердце нашего промышленного города – место, довольно известное и почитаемое тагильчанами, - в этом году отмечает 60-летний юбилей.

Ровно столько же существует и фортепианное отделение, у истоков которого стояли замечательные педагоги, интересные и самобытные личности. Именно с них началась история фортепианного отдела, именно они заложили прочный фундамент тагильской пианистической школы, в которой естественным образом переплелись, взаимно дополняя и обогащая друг друга, несколько фортепианных школ (Московская, Ленинградская, Украинская и Уральская).

Во времена, когда я была ученицей фортепианного отделения, Мария Моисеевна Гурович уже заканчивала свою педагогическую деятельность. Я очень хорошо помню невысокую грузную почтенного возраста неулыбчивую женщину. Кое-что о её строгости и нелёгком характере мы слышали от своих однокашников и побаивались её. Мы даже и предположить не могли, что за человек живёт и работает рядом с нами.

Мария Моисеевна в 1927 г. закончила Киевский музыкально-драматический институт им. Н.В. Лысенко. Работала до войны в Московской консерватории на кафедре истории и теории пианизма как научный сотрудник, совмещая эту работу с концертмейстерской и педагогической. А с 1942-1945 годы служила в армии медсестрой. Сколько же мужества надо было иметь этой маленькой и хрупкой тогда молодой женщине, чтобы пойти добровольно на фронт и самоотверженно отдавать свои силы во имя спасения наших солдат.

Но вот прошли эти страшные военные годы, и Мария Моисеевна вернулась к своей замечательной мирной профессии. В музее НТКИ бережно хранится заявление о принятии на работу и автобиография, написанная рукой Марии Моисеевны. 

Вот что говорит о своём учителе заведующая отделением общего и специализированного фортепиано Н.В. Фёдорова: «Как к себе, так и к ученикам она была удивительно требовательна, не признавала компромиссов, своего мнения никогда не меняла под внешним влиянием. И всегда всё доводилось до последней точки, до последнего штриха, что давало уверенность студентам на концертах и экзаменах».

Выпускница Харьковской консерватории Анна Ефимовна Каценталь была эвакуирована на Урал во время войны. Умный, интеллигентный музыкант, обаятельная собеседница, она была человеком большой душевной щедрости. Казалось, что она могла недостатки ученика превратить в его достоинства. Анна Ефимовна не давила своими годами, опытом, авторитетом, а делилась тем, что знала, чувствовала и умела. Обучение проходило удивительно ненавязчиво, но направляющую, надёжную руку педагога чувствовали все. Не было пианиста в школах города, который бы не уважал и не считался с мнением Анны Ефимовны. Она помогала многим. Такой она осталась в воспоминаниях коллег и учеников.

О том, каким педагогом она была можно судить, назвав лишь одно имя. Это выпускник Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, артист московской филармонии Борис Левантович, который ныне живёт и преподаёт в Германии во Франкфурте-на-Майне.

Эвелина Евгеньевна Яковлева родилась в Нижнем Тагиле. Отец, инженер по профессии, по слуху играл на фортепиано, а вот тётя была пианисткой, работала в кинотеатре, играла перед началом сеанса и озвучивала немые киноленты. Музыкальные способности обнаружились очень рано. Ещё до поступления в музыкальную школу, имея абсолютный слух, она с лёгкостью подбирала знакомые мелодии.

Маленькой девочкой в годы военного лихолетья пришла учиться в старейшую в Тагиле музыкальную школу №1, с блеском закончила музыкальное училище в Свердловске и без экзаменов была принята в Уральскую консерваторию в класс И.М. Рензина, ученика известного пианиста Владимира Софроницкого. Как перспективную пианистку её распределили концертмейстером в Свердловский оперный театр, но Эвелина Евгеньевна вдруг круто изменила планы, вышла замуж и уехала в Нижний Тагил, где стала работать преподавателем в ДМШ №1. Когда открылось музыкальное училище, Яковлеву пригласили туда.

Лишь дважды ненадолго Эвелина Евгеньевна покидала родное училище. Её муж в числе советских специалистов работал сначала в Иране, а затем а Пакистане. Но и там она не рассталась с любимым делом, организовала музыкальную школу для детей сотрудников посольства, выступала с концертами, играла перед официальными лицами.

Она была прекрасным педагогом и чутким концертмейстером, много выступала с сольными концертами и в ансамбле. Так, вместе с Э.Е. Ревинзоном в течение трёх концертных вечеров они исполнили все камерные сонаты Бетховена.

Главная заслуга в том, что Эвелина Евгеньевна создала свою «школу», и её имя уже давно работает на неё. Более 70 пианистов, выпускников Э.Е. Яковлевой, работают в России и за её пределами. С. Штоббе преподаёт в Израиле; Б.Б. Бородин кандидат наук, профессор, зав. кафедрой музыкальной педагогики в УГК; Л. Манькова концертмейстер в институте им. Шнитке в Москве; заслуженный работник культуры РФ Л.З. Смелянская в течение многих лет руководила фортепианным отделом НТКИ, а ныне преподаёт в Екатеринбургском музыкальном лицее; И.Б. Изюрова является одним из лучших концертмейстеров колледжа, Т.В. Цыпушкина закончила УГК и ассистентуру-стажировку, около 20 лет работала на фортепианном отделе, а теперь живёт в Екатеринбурге и преподаёт в Екатеринбургском музыкальном колледже и этот список ещё долго можно продолжать.

Более 50 лет жизни отдала Эвелина Евгеньевна отделу. Вся жизнь её – пример беззаветного и бескорыстного служения профессии музыканта.

Ию Валентиновну Федотову я застала зрелой женщиной лет сорока. Маленькая, полноватая, в синем платье, с кудряшками, подвижная как ртуть, эмоциональная, она тогда возглавляла фортепианное отделение. Ия Валентиновна была превосходной пианисткой, блестяще играла Моцарта и Шопена. Её выступления в качестве солистки и концертмейстера были заметным вялением в городе. Мы её любили и между собой ласково называли Иечкой.

Она любила заниматься по вечерам, класс был полон учеников, и свет в окне горел до самого позднего вечера. У Ии Валентиновны был большой и сильный класс, ученики в консерваторию, можно сказать, поступали «пачками». Помню год, когда я уже начала работать на отделе, тогда из её класса в консерваторию поступили сразу 5 человек и среди них наш директор И.Ф. Зимина.

Она родилась в Пермской области в медицинской семье. Закончила Свердловское музыкальное училище и УГК, где училась у М.Г. Богомаз, ученицы известного пианиста Льва Оборина. По окончании консерватории получила направление на работу в Нижний Тагил, где много лет возглавляла отдел.

Многие из учеников Ии Валентиновны получили высшее образование в разных ВУЗах страны и продолжают работать по специальности. В настоящее время в НТКИ на отделении общего и специализированного фортепиано преподаёт В.Л. Миронова, а на фортепианном отделе Ю.Р. Татаурова.

К сожалению, по семейным обстоятельствам она вынуждена была уехать в Америку, но и там не рассталась с любимым делом. Как концертмейстер и наставник помогала молодым певцам разучивать арии и романсы.

Лилия Филипповна Елагина ещё одна яркая творческая личность, с приходом которой завершилось формирование фортепианного отдела Нижнетагильского музыкального училища.

Она родилась в Китае в Шанхае. Дед Ефим Яковлевич Литер был музыкантом. В 1917г. вместе с 12-летним сыном уехал на гастроли в Харбин, где умер прямо во время концерта. Сын подрос и стал руководителем оркестра. Он прилично играл и импровизировал на рояле. Позже вызвал мать с двумя сёстрами из Одессы в Шанхай. Так семья оказалась в Китае.

Из воспоминаний сестры Галины Соболевой: «В 1947г. нас привезли родители в Тагил. Время тогда было тяжёлое. Дальше Урала нас не пустили. Наш вагон поставили на запасной путь, и целый месяц мы в нём жили, а на дворе стоял октябрь, пока родители бегали в поисках работы».

У Лили очень рано проявились способности к музыке. По семейным воспоминаниям она с трёх лет импровизировала на фортепиано, и эта её способность сохранилась на всю жизнь. На экзамене по истории пианизма у Баренбоймав Ленинградской консерватории она импровизировала в разных стилях, чем вызвала восхищение многих музыкантов.

Семье не удалось вернуться в Одессу, но Лилю отправили учиться в школу им. Столярского. Маленькой девочке нужна была семья, режим, а ей нравилось гулять по улицам, и через год отец забрал её в Тагил, где она окончила ДМШ №1 у А.Е. Каценталь и затем муз. училище по двум отделениям – фортепианному и композиторскому. В 1956г. её направили на Международный фестиваль молодёжи и студентов в Москву, но поездка сорвалась из-за смерти матери. После сильного нервного срыва отнялась рука, были проблемы с глазами, но позже всё наладилось, она закончили Ленинградскую консерваторию и до последнего дня работала на отделе.

Из воспоминаний В.А. Петрова: «За десятки лет педагогической работы через мой класс прошли сотни учащихся самой разной степени одарённости, и среди немногих «звёзд» - Лилия Филипповна. Романтический склад натуры сочетался с отличной музыкальной памятью, абсолютным слухом, даром импровизатора. Всё это позволило ей стать незаурядным музыкантом, исполнителем, педагогом. Это благотворно отразилось на творческом росте её учеников, многие из которых завершили образование в музыкальных ВУЗах страны».

Среди её учеников заслуженный работник культуры РФ А.А. Шарова, которая в своё время возглавляла отдел, а ныне живёт и успешно работает в Москве. Её ученица О. Иваненко в 2016 г. завоевала 2 место на Международном телевизионном конкурсе «Щелкунчик». Много лет на нашем отделе плодотворно вела класс специального фортепиано и аккомпанемента, украсившая не один концерт колледжа и отдела, М.Н. Богатая. Ныне в НТКИ работает отличный концертмейстер, руководитель Нижнетагильского методического объединения Н.Н. Беляевская.

Все эти талантливые пианисты и педагоги оставили яркий след в работе отдела, их выпускники достойно продолжают дело, которому они честно служили.

Отличительной чертой нашего отдела является преемственность поколений. За время его существования сложились прочные связи. Молодые педагоги, работая рядом со своими учителями, бережно сохраняют традиции, заложенные своими наставниками.

 

Прудникова Т.С.,
преподаватель
ГБПОУ СО «НТКИ»,
г. Нижний Тагил