Рейтинг@Mail.ru
  • image001.jpg
  • image0010.jpg
  • image0011.jpg
  • image0012.jpg
  • image0013.jpg
  • image0014.jpg
  • image002.jpg
  • image003.jpg
  • image004.jpg
  • image005.jpg
  • image006.jpg
  • image007.jpg
  • image008.jpg
  • image009.jpg
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет фона:
Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Федору Шаляпину - 150 лет!

«Такие люди, как он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силён, красив, талантлив русский народ», - сказал Максим Горький о Федоре Ивановиче Шаляпине. В этом году отмечается 150-летний юбилей со дня рождения великого русского певца. Его любили миллионы людей, как на родине, так и за рубежом, крупнейшие театры мира мечтали работать с ним. Талант Шаляпина не знал границ.

Родился Фёдор Иванович Шаляпин в Казани в крестьянской семье. Будучи ребёнком, он пел в церковном хоре и выступал на деревенских праздниках. В юношестве Шаляпин побывал в Казанском оперном театре и всерьёз задумался над профессией артиста. Страсть к музыке повела Федора Ивановича с кочевыми труппами по стране: Поволжье, Кавказ, Средняя Азия. Он подрабатывал грузчиком, крючником, голодал, но дождался своего звездного часа. Первая роль досталась будущему гениальному певцу случайно, когда один из баритонов заболел накануне спектакля. Это была роль Стольника в опере Монюшко «Галька». С тех пор появились новые партии, и окрепла уверенность в театральном будущем.

В 22 года Фёдор Шаляпин дебютировал в Мариинском театре с партией Мефистофеля в опере Гуно «Фауст». Спустя год Савва Мамонтов пригласил певца в Московскую частную оперу. «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента», - говорил Шаляпин. Он исполнил все знаменитые басовые партии из русских опер: «Борис Годунов», «Русалка», «Жизнь за царя», «Псковитянка», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Хованщина».

Шаляпин не только виртуозно владел голосом, но и был «виртуозом грима» и создавал сценические портреты, добавляя к могучему звучанию баса яркую картинку. Певец словно лепил свое лицо, современники сравнивали его манеру нанесения грима с полотнами Коровина и Врубеля. К примеру, образ Бориса Годунова менялся из картины к картине, проявлялись морщины и седина. Шаляпин-Мефистофель в Милане вызвал настоящую сенсацию. Шаляпин одним из первых стал гримировать не только лицо, но и руки и даже тело. «Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный – это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг» - вспоминал Фёдор Иванович. Вдобавок великому певцу всегда сопутствовал артистизм, невероятная харизма и полное погружение в роль, что делало его выступления незабываемыми.

С 1899 года Шаляпин – ведущий солист двух главных театров страны – Большого и Мариинского. Успех Шаляпина был настолько грандиозный, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Федор Шаляпин».

Круг общения певца состоял из известных деятелей искусства того времени. Шаляпин тесно общался со знаменитыми живописцами: Исааком Левитаном, Михаилом Врубелем, Валентином Серовым, Константином Коровиным. Художники создавали невероятные декорации, которые подчёркивали яркие сценические образы. Фёдор Иванович и сам был наделён талантом художника – он занимался живописью, много рисовал, лепил. «Если бы все знали, какой огонь тлеет во мне и угасает, как свеча…» - говорил Фёдор Шаляпин своим друзьям, убеждая их, что рождён быть скульптором.

В 1890-е годы певец сблизился с композитором Сергеем Рахманиновым. Сергей Васильевич обучал Шаляпина теории музыки, «музыкально воспитывал его», как говорил сам певец. Рахманинов посвятил ему романсы «Ты знал его» и «Судьба». Картина совместного выступления двух гениев – композитора и певца - всегда вызывала в памяти выражение Шаляпина: «Когда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить: «Не я пою, а мы поем». Рахманинов же о дружбе с Шаляпиным говорил так: «Моя связь с Шаляпиным – одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний в моей жизни».

В 1922 году Шаляпин отправился в гастрольный тур по США и не вернулся, хотя считал, что покидает Россию лишь на время. Однако Фёдор Иванович так и не принял иностранное гражданство. Певец умер в Париже весной 1938 года. Позднее прах великого певца перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Студентка ТО Лескина И.,

преподаватель Багаева Л.М.

Предлагаем вашему вниманию просмотр документального фильма.
Источник: You Tube Достояние России. Выпуск 3 - Шаляпин - голос времени.