Рейтинг@Mail.ru
  • image001.jpg
  • image0010.jpg
  • image0011.jpg
  • image0012.jpg
  • image0013.jpg
  • image0014.jpg
  • image002.jpg
  • image003.jpg
  • image004.jpg
  • image005.jpg
  • image006.jpg
  • image007.jpg
  • image008.jpg
  • image009.jpg
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет фона:
Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Из истории колледжа

  

В 1958 году в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР № 408 от 20.07.1958 г. и решением Свердловского областного Совета депутатов трудящихся № 344 от 29.05.1958 г. было создано "Нижнетагильское областное музыкальное училище", которое подчинялось отделу культуры исполкома Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся. По решению Нижнетагильского горисполкома под музыкальное училище было выделено здание Ленинского райкома КПСС по улице Кирова, 21, площадью 700 м2, были выделены дополнительные средства на ремонт училища.

Приказом № 171 от 01.09.1958 г. Свердловского областного отдела культуры первым директором была назначена А.Н. Карамышева.

Приказом директора училища от 01.09.1958 г. № 1 были приняты зам. директора по административно хозяйственной части, бухгалтер, секретарь учебной части, кассир, библиотекарь, уборщицы. Было открыто 4 отделения и зачислено на первый курс:

Фортепианное отделение 10 человек
Оркестровое 10 человек
Отделение народных инструментов 14 человек
Хоровое дирижирование 18 человек

 

Были оборудованы кабинеты теории музыки и звукозаписи, физвоспитания, инструментоведения.

С 01.09.1959 г. в штатном расписании появляется должность заведующего учебной частью. Приказом областного отдела культуры им назначается С.И. Волков.

Были созданы 2 цикловые комиссии:

музыкально-теоретических дисциплин;

общеобразовательных дисциплин.

Учащиеся получали стипендии, назначением которой занималась стипендиальная комиссия. Иногородним учащимся предоставлялось общежитие (ул.Кирова, 37).

В соответствии с приказом директора № 87 от 31.08.1962 г. с 1-го сентября 1962 г. открывается вечернее отделение хорового дирижирования, которое просуществовало до 1972 г.

1 сентября 1964 г. открывается теоретическое, а в 1976 г. - вокальное отделение.

В 1964 г. началась реконструкция и ремонт здания по ул. К. Маркса, 28. Активное участие в этих работах принимали студенты и педагоги училища.

С сентября 1965 г. училище переезжает в это здание.

В 1976 г. директором училища назначается B.A. Хомлев. Ставится вопрос о расширении учебных площадей, строительстве концертного зала.

С 1977 г. начинается проектирование, а затем строительство пристроя, который вступает в эксплуатацию в 1983 г.

С января 1998 г. приказом Управления культуры администрации города № 132 от 25.12.1997 г.  директором училища назначается Н.А. Кропотова.

В 1998 г. училище разрабатывает Устав, который утверждается приказом Управления культуры администрации города от 01.04.1998 г. № 7 и регистрируется постановлением Главы администрации Ленинского района г. Нижний Тагил от 07.04.1998 г. № 7.

В соответствии с Уставом, Нижнетагильское областное музыкальное училище было переименовано в муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Нижнетагильское музыкальное училище".

Для решения учебно-воспитательных задач выбирается Совет Нижнетагильского музыкального училища. В его состав входят заведующие отделами, администрация, студенты, председатель профкома. Непосредственное управление училищем осуществляет директор.

В 2000 г. в училище открывается актёрское отделение (специализация – актёр драматического театра и кино), учебное заведение переименовывается в «Нижнетагильский колледж искусств». В дальнейшем на актёрском отделении также производится набор по специальности «Актёр театра кукол».

В 2008 г. открыто отделение музыкальной эстрады. В настоящее время на нём ведётся подготовка по направлениям «Эстрадное пение» и «Инструменты эстрадного оркестра».

С 1 сентября 2012 г. колледжем руководит И.Ф. Зимина. В настоящее время колледж продолжает сохранять и развивать традиции академического музыкального образования. Ежегодно в колледж проводятся десятки мероприятий, имеющих широкий общественный резонанс – концерты, музыкальные салоны, конкурсы, организованные Нижнетагильским методическим объединением, а также семинары и мастер-классы ведущих преподавателей и исполнителей.

 


Штрихи к портрету

(памяти первого директора Нижнетагильского музыкального училища А.Н. Карамышевой)

Есть в нашем городе люди, известные многим, и которых не забывают. К их когорте относится и Антонина Николаевна Карамышева. О ней говорить можно долго, можно написать целую книгу по воспоминаниям людей, которые общались с ней.

Вместе со страной Антонина Николаевна пережила трудные годы. Помнила войну, свою первую работу учителем русского языка и литературы в деревне Мурзинка, преподавание и обязанности завуча в училище прикладного искусства. и, конечно же, неожиданное для неё назначение директором открывающегося в Нижнем Тагиле музыкального училища.

«Для меня это назначение было подобно грому среди ясного неба, -вспоминает Антонина Николаевна, - ведь я работала в художественном училище с 1945 года, то есть со дня его основания, мы его создавали. Я просто рыдала, говорила, что не могу и не хочу уходить, так как там были мои друзья и коллеги; предлагала подыскать кандидатуру на место директора музыкального училища. Но в администрации города были непреклонны, мотивируя тем, что я уже хорошо знакома с учебным процессом».

Но ни ее слезы, ни просьбы не тронули сердца руководителей города. Дав свое согласие временно возглавить музыкальное училище, она и не представляла, что в ее жизни произошел крутой поворот и с той поры ее имя будет неотделимо от созданного ею детища.

На плечи этой хрупкой женщины легли тяжелые заботы: переоборудовать старый 2-хэтажный купеческий дом с печным отоплением, в котором ранее находился Ленинский райком партии по ул. Кирова, под учебные классы, отремонтировать, купить мебель и инструменты, набрать штат преподавателей, провести экзамены.

В тот трудный организационный период на помощь пришли администрация города, горняки, которые стали шефами и бессменными помощниками и коллектив преподавателей ДМШ № 1 во главе с директором М.Н. Машковой. С большой теплотой и благодарностью всегда вспоминала Антонина Николаевна ее за помощь и поддержку в то трудное время. В короткие сроки была проведена реконструкция здания, сделан ремонт, приобретены инструменты и мебель, проведены вступительные экзамены. И в октябре 1958 года первые 50 студентов пришли на фортепианное, оркестровое, дирижерско-хоровое и отделение народных инструментов.

В 1-й год в штате было всего 3 преподавателя и она - директор, одновременно исполняющий обязанности и завуча. Все хозяйственные дела взяла на себя М.И. Николаева, хороший помощник на долгие годы. Остальные педагоги из музыкальных школ города были совместителями. Но это были люди с прекрасным высшим образованием. После Московской, Ленинградской, Харьковской консерваторий, Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных, позднее приехали молодые преподаватели, окончившие УГК.

Преподавательский состав училища формировался постепенно. К кадровому вопросу Антонина Николаевна подходила очень ответственно. Для нее были крайне важны не только профессиональные, но человеческие качества каждого педагога. Вместе с завучем С.И. Волковым, человеком высокой культуры и большого авторитета, они сумели создать уникальный педагогический коллектив, о котором вскоре заговорили не только в Нижнем Тагиле, городах области и в Свердловске, ныне Екатеринбурге.

У истоков каждого отделения стояли Личности. Образованные, интеллигентные, эмоциональные и артистичные. От них исходил особый магнетизм и сильнейшая творческая энергетика. Своей увлеченностью, преданностью и бес¬корыстным служением искусству они заложили прочные традиции и создали особый микроклимат, определивший дальнейшую творческую жизнь учебного заведения.

Качественное образование и особая комфортная аура стали основными составляющими успеха в училище. И до сегодняшнего дня самое главное в этом учебном заведении - это его атмосфера - творческая, серьёзная и домашняя одновременно, которую ощущают практически все.

Музыкальная семья постепенно разрасталась, становилось тесно в одном здании, и город выделил второе — через дорогу, куда опять после реконструкции и ремонта студенты бегали на уроки математики и физики, занимались с маленькими учениками. В училище появился хор, 2 оркестра. Для репетиций большим коллективам было необходимо соответствующее помещение. Антонина Николаевна (ходила по инстанциям, просила, доказывала и, наконец,) добилась выделения другого здания в центре города по улице Карла Маркса, 28.

И вновь реконструкция и капитальный ремонт. И опять на помощь пришли шефы, предприятия города, ученики и их родители.

Наконец, старинное, демидовских времен здание с почти метровой толщины стенами превратилось в этакий «Теремок», из окон которого с утра и до позднего вечера полились звуки музыки. А если кто-то из посторонних заглядывал внутрь, то он всюду мог увидеть занимающихся студентов: в раздевалке, в коридорах, на лестнице и под лестницей, в углах и на подоконниках, порой даже под дверью кабинета директора. И порой было очень сложно понять, как можно сосредоточиться и что-либо выучить в этом «звучащем муравейнике». Поразительно, но даже студенты, у которых дома были все условия для занятий, и те оставались в училище до позднего вечера. «Виной» тому была та незабываемая и удивительно творческая обстановка, постоянно поддерживаемая горением и энтузиазмом молодых преподавателей и директора.

Переезд. В здании уже никого не было и ничего, кроме инструментов, не осталось. Где-то в углу на полу и на подоконнике сиротливо лежали кем-то из студентов забытые нотные листки с диктантами и задачами по гармонии, валялись старые афиши, приглашавшие на концерт хоровой и камерной музыки. Было непривычно тихо. Особняк опустел, и было жаль расставаться с таким теплым, уютным, ставшим для всех родным домом. Казалось, он все понимал  и, словно живой, только  молчаливо вздыхал, провожая большое веселое и такое шумное музыкальное семейство. На 2-м этаже ещё были слышны были голоса директора и ее верной помощницы. Они ждали машину для перевозки инструментов (пианино и рояля). Капитан и его помощник последними покидали свой корабль. А в новом учебном корпусе уже вовсю кипела жизнь и работа.

Теперь старинное, демидовских времен, здание с почти метровой толщины стенами известно всем. Из окон с утра и до позднего вечера льются звуки музыки. С самого начала двери училища не закрывались до глубокого вечера, и в любой момент, можно было увидеть его директора - Антонину Николаевну.

Она работала с полной самоотдачей, (с высокой мерой ответственности подходя ко всему, чем занималась, не считаясь со временем). Ее видели в училище ранним утром и поздним вечером. Складывалось впечатление, что она живет здесь. Требовательная и ответственная Антонина Николаевна была участником всех дел. Её можно было увидеть вместе со всеми на бесчисленных субботниках, на уборке урожая в колхозе, всюду, где работал коллектив, там неизменно была и неутомимая Антонина Николаевна. Всегда подтянутая и собранная она, на первый взгляд, производила впечатление строгой и суровой, но за внешней сдержанностью скрывалась натура внимательная, добрая и очень заботливая.

Карамышева никогда не вступала в споры, не ссорилась, не повышала голоса, умела погасить любой конфликт. Даже не настаивала на своем и ей, тем не менее, подчинялись. Дверь ее кабинета была открыта каждому, и в любое время к ней можно было прийти за советом или поделиться своими проблемами.  «…Это человек исключительной порядочности, честности и надежности.) Никогда в коллективе, большую часть которого составляли женщины, не было ни сплетен, ни пересудов. Все попытки посудачить или позлословить в чей-то адрес сразу же пресекались», - вспоминала бывший преподаватель училища Г.А. Прозорова.

К ученикам Антонина Николаевна относилась как к своим детям. Она не только знала всех по имени и фамилии, но и была в курсе их материального положения, помогала нуждающимся с устройством на работу и с жильем, так как общежития не было, стараясь помочь каждому, кто обращался к ней со своей бедой, делая все возможное для этого. В первые годы своего существования, когда в училище не было своей столовой, Антонина Николаевна организовала для студентов горячие завтраки. Выпускница Ленинградской Академии художеств, Карамышева сохраняла с ней тесную связь, ежегодно договариваясь, что на время каникул наши студенты будут приезжать в Ленинград. И в течение нескольких лет группы учащихся, знакомясь с северной столицей, жили в общежитии академии. Для них устраивали экскурсии по городу и музеям. До сих пор выпускники училища вспоминают эти незабываемые поездки.

Студентов всех выпусков Антонина Николаевна хорошо помнила, знала когда и как учился каждый, где сейчас находится, чем занимается, какие имеет творческие достижения, со многими переписывалась. К ней постоянно приходили её бывшие ученики, коллеги, друзья. Ее ценили за умение дружить, бескорыстие и доброту.
Человек исключительной порядочности и удивительной скромности, она никогда не искала личной выгоды и ничего не просила для себя лично. В училище учились дети руководителей крупных предприятий города, но все свои связи и знакомства, а также свое положение депутата гор. совета она использовала только в интересах училища: ремонтировала здания, доставала мебель, транспорт, инструменты, всех преподавателей сумела обеспечить квартирами, в то время как сама вместе с мужем долгое время – почти до пенсии - жила у его родителей. 

Многих Антонина Николаевна удивляла способностью и умением убеждать и договариваться, заставляя чиновников прислушиваться к себе, мастерски обходя их запреты. Порой, по мнению окружающих,  она принимала неожиданные и абсолютно авантюрные решения, но, как показывало время,  всегда стратегически верные.

В городе, в начале существования училища, не было своих оркестрантов и дирижеров, Антонина Николаевна сумела договориться с лучшими музыкантами симфонического оркестра Свердловской филармонии и его главным дирижером Народным артистом СССР М. И. Паверманом.    

Жизнь училища в то время была очень бурная и активная: учеба, колхозы, концерты, строительство, ремонты. Небольшие концертные бригады из преподавателей и студентов ездили всюду, но не было оркестра. Поэтому особой заботой Антонины Николаевны стало создание симфонического оркестра - будущей гордости и украшения училища. Но так как  в городе еще не было своих оркестрантов и дирижеров, Антонина Николаевна сумела договориться с лучшими музыкантами симфонического оркестра Свердловской филармонии и его главным дирижером Народным артистом СССР М.И. Паверманом. Они каждую неделю приезжали в Н. Тагил и с утра до позднего вечера очень добросовестно занимались со студентами.

По её просьбе он взял шефство над училищем, помог молодому и талантливому преподавателю Э. Е. Ревинзону создать новый творческий коллектив,  дирижировал студенческим симфоническим оркестром, готовил с ним сложнейшие программы без скидок на юный возраст исполнителей. И вскоре состоялись первые публичные выступления оркестра. Высокий уровень исполнительского мастерства студентов позволил познакомить слушателей с симфониями Моцарта, Бетховена, Чайковского. Концерты оркестра стали регулярными, и дважды в год, зимой и весной, с разными программами коллектив с неизменным успехом выступал в залах ДК НТМК, ДК им. Окунева, в клубе железнодорожников. С этого времени оркестр становится лицом училища, его гордостью и украшением. И в этом огромная заслуга Антонины Николаевны Карамышевой.

Невозможно перечислить все, что было сделано первым директором для училища и в целом для развития культуры в Нижнем Тагиле. Заключительным аккордом её деятельности стало создание музея училища на основе собственных архивов и материалов, которые собирала и бережно хранила с самого начала образования этого учебного заведения, ставшего смыслом её жизни. Здесь  афиши и программки первых концертов, рецензии, заметки, редкие фотографии,  памятные подарки, авторские работы художников: картины, эстампы, графика и многое другое. Сегодня ее уже нет с нами, но до сих пор в памяти тех, кто встречался с ней на своем жизненном пути, остался этот скромный, отзывчивый и удивительно светлый человек. 

 

Дойникова А.П.,
преподаватель
ГБПОУ СО «НТКИ»,
г. Нижний Тагил