Рейтинг@Mail.ru
  • image001.jpg
  • image0010.jpg
  • image0011.jpg
  • image0012.jpg
  • image0013.jpg
  • image0014.jpg
  • image002.jpg
  • image003.jpg
  • image004.jpg
  • image005.jpg
  • image006.jpg
  • image007.jpg
  • image008.jpg
  • image009.jpg
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет фона:
Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Чтение с листа. Преподаватель Ольхова В. П.

Чтение с листа
       Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки. Навыками чтения с листа должен обладать каждый музыкант. способность эта не является врождённой, она приобретается систематическими занятиями. Задача педагога формировать эти навыки у ученика.
     чтение с листа сложный процесс. требующий развития комплекса музыкальных способностей: музыкального слуха. метроритма, владение инструментом. Ученик плохо читающий с листа. лишён возможности самостоятельно знакомиться с музыкальным произведением.
  Заниматься чтением с листа можно начинать с конца 1-го класса. Нотный материал должен быть легче основного. Подбирать его надо индивидуально для каждого ученика отдельно, учитывая его способности. Чтение с листа это исполнение музыкального произведения   в общих чертах, играть от начала и до конца без остановок, точно исполнять текст, ритм, динамику, не допускать значительных отклонений. Можно простить мелкие неточности: упрощение музыкальной ткани (  упростить двойные ноты и аккорды), не исполнять мелизмы, не контролировать аппликатуру, не определиться со штрихами, но обязательно постараться передать характер произведения.
  Перед чтением с листа необходимо внимательно проанализировать глазами текст произведения: тональность, ритм, случайные знаки, скачки,   движение в мелодии, трудные технические места.
Процесс чтения с листа это зрительное восприятие, звуковое слышание. двигательное действие, т.е. - вижу-  слышу - играю.
   Под зрительным восприятием - вижу - важно увидеть как можно больше: темп, тональность,метр, ритм,  случайные знаки, движение мелодии, динамику. Педагог может подсказать ученику допустимые упрощения.
 Второй этап - слышу, не играя музыкальное произведение услышать мелодию. Чтобы это уметь, надо развивать внутренний слух. Для этого на начальном  брать в работу для чтения с листа знакомые мелодии.
Третий этап - двигательное действие (играю), играть надо без остановок, в  том темпе, в котором ученик сможет сыграть произведение без остановок. Успех зависит от умения  ученика увидеть глазами главное и от волевого импульса - доиграть до конца. Особое значение имеет "забегать" глазами вперёд и умения играть не глядя на гриф.   Навыки чтения с листа можно развить играя в ансамбле и оркестре.
   Первые мелодии должны быть в мажоре, с небольшим количеством знаков,  ритм простой, диапазон не большой, мелодия без скачков, темп умеренный. Усложнение материала должно проходить постепенно. Заниматься чтением с листа лучше все годы обучения, тогда появится навык.