Концерт «Альт. Страницы истории»
- Просмотров: 1538
Кто он: оркестровый принц или король сцены?
7 ноября в Нижнетагильском колледже искусств состоялся концерт «Альт. Страницы истории». Искусное исполнение и богатый тембр этого удивительного инструмента заворожили весь зал.
Вместе с художественным руководителем и дирижёром камерного оркестра «Arte accademica», организатором и ведущей концерта Светланой Алексеевной Мартыненко публика листала страницы истории альта. История длиною почти в пять столетий, увлекательная и познавательная, преподнесённая слушателям не только музыкой, но и содержательными комментариями к каждому номеру.
Незаслуженно за альтом закрепилась репутация лишь гармонического голоса в ансамбле или оркестре. В этот вечер стереотип был разрушен. Без сомнений, альт способен на многое, если дать ему шанс. На первый взгляд этот струнный смычковый инструмент непосвящённый слушатель может принять за скрипку. И действительно, внешне они схожи. Однако звук его совершенно особенный - красноречивый, благородный, бархатный, чувственный. Многие выдающиеся композиторы играли на альте, писали для него свои произведения и поручали ему выразительное соло. Богатая палитра альтовых красок была продемонстрирована в исполнении музыки как известной, так и малознакомой.
Концерт был открыт сочинениями немецкого композитора эпохи барокко Г.Ф. Телемана. Прозвучал торжественный Концерт для двух альтов с оркестром в исполнении Ангелины Опальной, Софьи Честюниной и камерного оркестра «Arte accademica», а также Allegro из Трио-сонаты фа мажор в исполнении Полины Куликовой, Анастасии Шаровой (партии скрипок), Софьи Честюниной (партия альта) и Анастасии Рябининой (партия виолончели). Воцарившуюся в зале атмосферу можно, пожалуй, назвать эксклюзивной. Редко исполняемая музыка слушается особенно чутко, а достойное качество ее звучания всегда приятно вдвойне.
Первую часть Сонаты соль минор И.С. Баха сыграли Даниил Смирнов (партия альта) и Карина Минеева (партия рояля), студенты Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Ясность и логичность музыкального текста, открытость и глубина мысли композитора выливались на внимательных слушателей чудесным звуковым потоком.
В исполнении Анастасии Шаровой (партия скрипки) и Ангелины Опальной (партия альта) прозвучало еще одно малоизвестное произведение - Дуэт № 1 для скрипки и альта до мажор (первая часть) Михаэля Гайдна, младшего брата Йозефа Гайдна. Если в дуэтах М. Гайдна альт играл роль аккомпанемента, то в дуэтах В.А. Моцарта и альт и скрипка – это два равных солиста. Аллегро из Дуэта си-бемоль мажор В.А. Моцарта - настоящий диалог, живой и чуткий – исполнили Светлана Мартыненко (партия скрипки) и Егор Трегубов (партия альта).
С трепетом внимали слушатели каждому звуку, когда звучала первая часть из Трио для альта, гитары и виолончели Н. Паганини в исполнении преподавателей Нижнетагильского колледжа искусств - Светланы Мартыненко (партия альта), Татьяны Кононской (партия гитары) и Натальи Шаманаевой (партия виолончели).
В завершении вечера прозвучала первая часть из Концертино для альта с оркестром Алессандро Ролла, выдающегося итальянского виртуоза, альтиста и скрипача, в исполнении камерного оркестра «Arte accademica» и Софьи Честюниной (партия альта).
Концерт оказался удивительным откровением. Музыканты щедро поделились со всеми своей любовью к альту. Талантливый преподаватель и чуткий музыкант Светлана Алексеевна Мартыненко живёт и дышит искусством. Она всегда умеет воплотить все свои замыслы, вдохновить ими студентов, коллег и публику. Многие слушатели взглянули по-новому на инструмент, скромно устроившийся в оркестре между скрипкой и виолончелью. Но сегодня он был не оркестровым принцем, а Королём сцены.
Юлия Иванова, студентка колледжа
Ольга Епифанова, преподаватель