Рейтинг@Mail.ru
  • image001.jpg
  • image0010.jpg
  • image0011.jpg
  • image0012.jpg
  • image0013.jpg
  • image0014.jpg
  • image002.jpg
  • image003.jpg
  • image004.jpg
  • image005.jpg
  • image006.jpg
  • image007.jpg
  • image008.jpg
  • image009.jpg
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет фона:
Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

«Музыка русских композиторов»: разговор после концерта

«Музыка русских композиторов» – это название концерта камерного оркестра «Arte accademica» Нижнетагильского колледжа искусств, прошедшего 29 ноября в фойе концертного зала колледжа.

Прозвучала музыка Д. Бортнянского, И. Геништы, Э. Направника, Д. Шостаковича, Н. Мясковского, П. Чайковского. Художественный руководитель и дирижер Светлана Алексеевна Мартыненко (СМ) рассказала о своем проекте и многом другом Елене Анатольевне Даниловой (ЕД).

ЕД Светлана Алексеевна, это был замечательный концерт. Я наблюдала за тем, как собиралась публика: студенты, преподаватели, друзья и родственники музыкантов. За 15 минут до начала уже не было свободных мест. Работники сцены поставили дополнительные места, которые заполнились столь же стремительно. И все равно остались стоящие зрители. Если вспомнить концерты камерной струнной музыки прошлых лет – публики всегда много. С чем Вы связываете такой интерес к не самой простой для восприятия музыке?

СМ (с улыбкой) Наверное, потому, что смычками струнных инструментов проще задеть струны души слушателя. У каждого инструмента свой голос. Звуки скрипки, альта, виолончели благотворно влияют на человека, гармонизируют эмоции и мысли, пробуждают в человеке желание стать лучше, позволяют возвысится над повседневностью. Поэтому струнная камерная музыка не кажется мне сложной для восприятия.

ЕД Концерт был посвящен 300-летию Нижнего Тагила. Прозвучали произведения русских композиторов. Чем Вы обычно руководствуетесь, составляя репертуар концертов?

СМ Если говорить о только что прошедшем концерте, то в колледже еще не было программ камерной струнной музыки исключительно русских композиторов. Русская культура, русский мир, русская музыка – здесь мы оказались созвучны актуальным проблемам нашей родины. Если говорить в целом, то я всегда стараюсь разыскать редко исполняемые произведения известных композиторов, которые позволяют открыть новые грани творчества. Или предлагаю сочинения не самых известных композиторов, что значительно расширяет и расцвечивает наши представления о той или иной эпохе. И, по закону жанра, в каждом концерте должен прозвучать хит – что-то популярное, узнаваемое, ожидаемое.

ЕД Программа концерта «Музыка русских композиторов» была построена по этим принципам?

СМ Да, имена композиторов Д. Бортнянского, И. Геништы, Э. Направника – не самые известные и громкие. Но музыка-то замечательная! Я благодарю студентов-пианистов Марину Сукиасян (класс преподавателя Т.С. Прудниковой) и Федора Таланкина (класс преподавателя Е.В. Слободчиковой) за творческое сотрудничество. Исполнение I части концерта для фортепиано с оркестром ре мажор Д. Бортнянского Мариной Сукиасян и оркестром «Arte accademica» отличалось благородством, классической ясностью, сдержанностью. Уверена, что Федор Таланкин так же полюбил музыку И. Геништы, как она нравится мне. В концерте прозвучала I часть сонаты для альта (С.А. Мартыненко) и фортепиано (Ф. Таланкин). Мы сумели разучить и достойно исполнить I часть Симфониетты для струнного оркестра ля минор Н. Мясковского, композитора, чья музыка практически не исполняется сейчас. Хитами концерта можно назвать «Итальянскую польку» С. Рахманинова и вальс из балета «Спящая красавица» П. Чайковского. Я сделала переложения этих произведений для струнного оркестра. А еще прозвучали «Галоп» из кинофильма «Овод» Д. Шостаковича, пьеса «Меланхолия» Э. Направника. Анастасия Шарова блистательно солировала, исполняя «Антре и адажио» из «Лебединого озера» П. Чайковского с оркестром и «Романс» ре минор ор.6 С. Рахманинова (концертмейстер Л.А. Неганова). В целом, программа концерта была сложной, разнообразной. Студенты справились: разучили тексты, прониклись интонациями, играли с пониманием и полной отдачей, чутко реагировали на жесты. Мы молодцы!

ЕД Я должна Вам признаться: когда в прежние годы камерный оркестр репетировал в фойе концертного зала, я специально приходила и тихонечко стояла на лестнице, слушая как Вы разбираете со студентами очередное произведение. Вы много рассказываете о жизни композиторов, об обстоятельствах появления того или иного сочинения. И во время концертов (программа «Музыка русских композиторов» не исключение) со сцены звучит много музыковедческой информации, объясняющей культурологический контекст звучащей музыки. Можно ли назвать это Вашим личным культурным кодом, миссией, «фирменным» отличием концертных программ, составленных Вами

СМ Среди музыковедов бытует два подхода к вопросу восприятия слушателями музыки на концертах: первый – «слушатель вправе самостоятельно понимать и трактовать музыку», второй – «слушателя необходимо подготовить к восприятию музыки». Я убеждена в том, что и исполнение, и восприятие музыки будет проникновеннее и аутентичнее, если и музыканты, и слушатели будут знать при каких обстоятельствах появилось музыкальное произведение. Композиторы живут не в вакууме: семья, любовь, разочарования, страна, природа, книги – все влияет на формирование творческой личности. Слушателю необходимо подсказать направление понимания музыки, которая сейчас прозвучит.

ЕД «Arte accademica» – студенческий коллектив, то есть его состав постоянно меняется – уходят выпускники, приходит первый курс. В чем особенность (достоинства, трудности) сегодняшнего состава?

СМ Нас мало! В группе альтов сидит один альт. Это обедняет звучание оркестра. Студенты разного возраста, разного уровня подготовленности. Это тоже не может не сказываться на качестве. Но мы стараемся. Оркестр «Arte accademica» существует седьмой год. Камерный струнный оркестр – это учебный предмет. Очень важный предмет, так как большинство студентов после колледжа будут работать в оркестре. Вопрос подготовки оркестровых музыкантов постоянно поднимается в музыкальной профессиональной среде на самом высоком уровне.

ЕД В нашем колледже на всех отделениях учатся замечательные студенты. Струнники, на мой взгляд, выделяются особой мотивированностью к учебе и воспитанностью. Они не просто стараются хорошо учиться по общеобразовательным и профильным дисциплинам, но и проявляют искреннюю заинтересованность, любознательность, всегда участвуют и часто побеждают в интеллектуальном марафоне, конкурсах чтецов, поэтических мастерских и марафонах, днях студенческого самовыражения. Замечательный артист А. Папанов однажды сказал: «...я не верю в большого человека с маленькой эрудицией. Мне кажется, талант приносит плоды только в совокупности с опытом, культурой, постоянным расширением знаний…» Что Вы думаете по этому поводу?

СМ Я постоянно говорю студентам о том, что в нашем колледже все преподаватели – настоящие профессионалы и энтузиасты своего дела. Призываю не пропускать занятия, читать книги, смотреть фильмы, посещать художественные выставки, которые рекомендуют учителя. На репетициях оркестра я обязательно провожу «разговорные пятиминутки» – обсуждаем все, что волнует студентов: от фильмов до политики.

ЕД В конце интервью принято спрашивать о планах на ближайшее будущее. Смею предположить, что они связаны с организацией, подготовкой и проведением Всероссийского конкурса «Наши надежды» по специальности оркестровые струнные инструменты? СМ Конкурс «Наши надежды» по нашей специальности состоится 10-12 февраля 2023 года. К нему активно готовятся и солисты, и оркестр. Весной 2023 года состоятся торжества, посвященные юбилею колледжа. Струнники будут участвовать в юбилейном концерте.