Рейтинг@Mail.ru
  • image001.jpg
  • image002.jpg
  • image003.jpg
  • image004.jpg
  • image005.jpg
  • image006.jpg
  • image007.jpg
  • image008.jpg
  • image009.jpg
  • image010.jpg
  • image011.jpg
  • image012.jpg
  • image014.jpg
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет фона:

Концерт М. Нагорнова и М. Тоцкого

  Конкурс «Наши надежды» по специальности «Народные инструменты» в этом году имел статус Всероссийского и прошёл с особенным размахом. За три дня конкурсных прослушиваний жюри оценило творческий потенциал 150 участников, кроме этого в конкурсе участвовали около 40 ансамблей и 11 оркестров народных инструментов из колледжей и школ искусств Урала и Сибири. Особенным подарком для участников и гостей конкурса стал концерт членов жюри, двух молодых, но уже известных и авторитетных в России артистов - Михаила Нагорнова (гитара, г. Казань) и Михаила Тоцкого (баян, г. Петрозаводск).

 

Биографическая справка:

Михаил Нагорнов - гитарист, покоривший более десятка международных конкурсов, родом из Казани. Здесь он прошел все этапы «классического» музыкального обучения – от детской школы искусств, потом - музыкального училища им. И.В. Аухадеева, Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, а затем - аспирантура (класс заслуженного деятеля искусств РТ В.В. Харисова). С 2010 года Михаил Нагорнов ведет класс гитары в Казанской консерватории. При этом музыкант постоянно выступает с концертами и даёт мастер-классы – в Российской Федерации и за рубежом.

 

Михаил Тоцкий - солист Карельской филармонии, дирижер Оркестра русских народных инструментов «Онего», заслуженный артист Республики Карелия, лауреат Международного конкурса «Кубок Севера», обладатель почетного звания «Лауреат 2011 года Республики Карелия». Михаил закончил консерваторию в Петрозаводске по классу баяна и по классу дирижирования народным оркестром, потом - ассистентуру-стажировку там же, в Петрозаводской государственной консерватории. Михаил Тоцкий дает сольные концерты, дирижирует оркестром, является активным пропагандистом академической музыкальной культуры, в частности – таких «меховых» народных инструментов, как баян (довольно привычный) и бандонеон (вовсе не привычный).

Концерт в колледже искусств прошел как встреча старых друзей, хотя оба исполнителя впервые играли на этой сцене. Такому впечатлению в большой мере способствовало то, что оба Михаила (и Михаил Нагорнов, и Михаил Тоцкий) вели свои отделения сами, тепло и душевно беседовали со зрителями. Оба рассказали о себе, о своих учителях, о любимой музыке. И конечно – играли для очарованной ими тагильской публики.

Звук гитары Михаила Нагорнова – тонкий и поэтически проникновенный – буквально заворожил своим впечатляющим «гитарным интеллектуализмом». Перед своими слушателями Михаил как бы развернул прошедшие музыкальные эпохи – от испанских истоков «классической» гитары (Д. Агуадо «Интродукция и Блестящее рондо») до сентиментального и немного наивного, «усадебного» русского романса (С. Орехов «Фантазия на тему романса “Дремлют плакучие ивы”»), потом удивил исполнением совершеннейшего современного шедевра «в этническом духе» - «Фантазии на тему татарской народной песни “Мотылёк”» своего учителя В. Харисова. И всё казалось близким и родным, как мотив «Очи чёрные», промелькнувший в пьесе испанского композитора Д. Агуадо. Гитара М. Нагорнова звучала здесь как небольшой оркестр в стилизованной оперной сцене, а вся пьеса звучала как посвящение старинной опере – прародительнице всех современных жанров.

Зажигательная игра на баяне Михаила Тоцкого по-новому осветила все существующие на сегодняшний день «традиционные» стили для этого инструмента. Кроме обработок народных мелодий (слушатели практически пустились в пляс при исполнении «Карело-финской польки»!) прозвучала «Импровизация на тему “Одинокая гармонь”» композитора Вячеслава Черникова, потом – элегия «Откровение» С. Войтенко. Совершенно неожиданно звучит на баяне джаз («Бассо остинато» в джазовом стиле). Потом настала очередь бандонеона и его стихии – аргентинских танго Астора Пьяццоллы. Не только все аккордеонисты мира обязательно включают дымно-романтичные танго Пьяццоллы в свой репертуар, академические музыканты других «специальностей» достаточно давно тоже стали исполнять их на своих концертах (достаточно вспомнить М. Ростроповича, Г. Кремера и других). Танго в конце XX века как бы стерло ханжеские разграничения, существовавшие между «высокой» (академической) и «низкой» (бытовой) музыкальными культурами, и мы просто слышим в нём рассказ о страсти (конечно!), о судьбе, о грусти утраты. Специфическое, «дрожащее» дыхание бандонеона как никакой другой инструмент не может передать эти ощущения.

Блестящим (в прямом смысле) завершением вечера стала крошечная аккордина – инструмент, который можно описать как родственника губной гармошки, имеющего клавиатуру. Звук аккордины казался очень знакомым, как будто вернул особое звучание эстрады 90-х годов, однако «вживую» в Нижнетагильском колледже искусств аккордину видели, пожалуй, впервые. На аккордине замечательно звучат джазовые и блюзовые темы, что и было продемонстрировано «энтузиастом аккордины» Михаилом Тоцким, исполнившим два суперизвестных джазовых стандарта – «Мой забавный Валентин» Ричарда Роджерса и «Сядь на презд “А”» музыканта оркестра Дюка Эллингтона, которого звали Билли Стрейхорн.

В целом можно сказать, что стилевой охват программы концерта получился просто невероятным, при этом очень разные стили и тембры инструментов сочетались легко и естественно. «Два Михаила» - выдающиеся исполнители современности (и это сказано без всякого преувеличения), не только потому, что техника их исполнения давно миновала ученический уровень, но и потому, что их трактовка – и музыкальных пьес, и концертной их интерпретации – содержит актуальный сегодня общечеловеческий, а потому – как-то по-особому «гуманитарный» посыл.

Остаётся только надеяться, что в скором времени оба артиста найдут время в своём весьма плотном графике, чтобы посетить нас снова. А мы пока пересмотрим их записи на «ютубе».

 

Елена Топоркова, музыковед