Рейтинг@Mail.ru
  • image001.jpg
  • image0010.jpg
  • image0011.jpg
  • image0012.jpg
  • image0013.jpg
  • image0014.jpg
  • image002.jpg
  • image003.jpg
  • image004.jpg
  • image005.jpg
  • image006.jpg
  • image007.jpg
  • image008.jpg
  • image009.jpg
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет фона:

Концерт 13 декабря 2018 г. «Jazz-V-Bass»

В зимний день – 13 декабря 2018 года - состоялся концерт эстрадного отделения под названием «Jazz-V-Bass».

Участники концерта:

Солисты: студенты по классу бас-гитары преподавателя эстрадного отделения НТКИ Буковской Н.С.:

• дипломант Всероссийского конкурса "Ритм-экспресс" и участник Всероссийского конкурса "Take five" - Артём Корпачёв

• лауреат 1 степени Международного конкурса "Мечты сбываются" – Виктория Куличёва В.

А также при участии преподавателей НТКИ: Галаган В.А. (рояль, клавиши), Буковский А.Р. (ударные), Буковская Н.С. (бас-гитара), приглашённый гость - Александр Макаров (электрогитара), солист и руководитель группы «Blues Line» (г. Нижний Тагил).

Название концерта универсально: это, прежде всего, разговор о джазе, развитии его стилей и появлении бас-гитары в джазовых ансамблях; а также о развитии искусства игры на бас-гитаре: теперь это не только аккомпанемент (фундамент) ансамблей и оркестров, но и самодостаточный солист и полноправный участник импровизации.

Бас-гитара - инструмент сравнительно молодой. Её активное внедрение, первоначально в песенные аккомпанементы, затем в рок, эстрадную музыку, джаз и даже в симфонические партитуры, началось в 50-60-е годы XX века. Существуя параллельно с родственным инструментом - контрабасом, электрическая бас-гитара благодаря мощи своей динамической шкалы получила широкое распространение.

За годы своего существования бас-гитара претерпела значительные изменения. Если вначале инструмент был преимущественно аккомпанирующим, то ныне область его применения расширилась - он стал также и солирующим. Существуют две основные разновидности басовой гитары - ладовая и безладовая, отличающиеся друг от друга как по тембровой палитре, так и по манере исполнения.

Появились блестящие виртуозы бас-гитаристы - Ж. Пасториус, С. Кларк, С. Своллоу, М. Миллер, Э. Гомес, А. Джонсон, П. Джексон, М. Кинг и др. И в нашей стране искусство игры музыкантов на этом инструменте постоянно растет и развивается, приближаясь к самому высокому уровню.

Если сказать самое главное о джазе, то это то, что он возник в результате синтеза африканской и европейской культур. От африканской музыки джаз получил свою ритмическую составляющую, а от европейской унаследовал гармоническую и мелодическую структуру. Принято считать, что джаз зародился в Новом Орлеане. Стиль, который тогда появился, называется «диксиленд», в его основе лежит коллективная импровизация, а также он имеет определённый состав инструментов: духовая группа (труба, тромбон, кларнет), а также ритм-группа (банджо – или гитара, туба – или контрабас, барабаны). Затем джаз начинает бурно развиваться, появляются все новые составы и стили.

Говоря об основных стилях джаза, остановимся на «свинге» – его основная составляющая – большие оркестры – БИГ БЭНДЫ. Это танцевальный стиль, который получил широкую популярность в 30-е гг. XX в. в Америке. Шагающий бас – один из основных видов аккомпанемента в ритмах свинг или шаффл.

В начале 40-х гг. XX в. возник стиль «би-боп». Он явился как бы ответом на коммерческий танцевальный успех больших оркестров. Теперь это – малые составы. Особенности стиля – усложнение импровизации, гармонической структуры и быстрый темп. Основоположниками данного стиля можно считать трубача Диззи Гилэспи, саксофониста – Чарли Паркера, пианиста Телониуса Монка, барабанщика - Кенни Кларка. Этот стиль произвел своего рода революцию в джазе, т.к. он направил джаз из развлекательной музыки в сторону серьезного искусства.

Соединение латинских ритмических элементов присутствовало в джазе почти с самого начала смешения культур. 1950—1960-е годы прошли под знаком продолжительного флирта джаза с латинскими ритмами, преимущественно в направлении босановы (бразильский джаз), обогатив этот синтез бразильскими элементами самбы.

Поговорим о другом стиле - стиль «фьюжн». Это конец 60-х-нач.70-х гг. Это симбиоз джаза с др.стилями музыки (рок, фанк, соул). Характеризуется более агрессивным звучанием, использованием электронных музыкальных инструментов: электрогитары, бас-гитары, синтезаторов и др. Это наиболее сложный и прогрессивный стиль. Исполнители – Майлз Девиз, Чик Кореа, Джон Макклафлин, Скот Хендерсон, Жако Пасториус.

Итак, стили смешиваются, рождаются все новые, прогрессивные и альтернативные: совершенно новый эйсид-джаз (на концерте прозвучала композиция «Chalkpit» группы «The James Taylor Quartet», блюз-рок (ярко представлена была на концерте композиция Дейва Миникетти, где удается потрясающим образом совместить два стиля: тягучий и надрывный блюз с жестким и энергичным хард-роком) и т.д.

Программа концерта 13 декабря 2018 г. «Jazz-V-Bass»

1. С Ариевич «Дуэт для бас-гитары и бонгов» исп. В. Куличёва – бас-гитара, А. Буковский - бонги, партия синтезатора – В. Галаган

2. С. Ариевич «Импровизация на тему Карлтона «Ja-Da» исп. А.Корпачёв – бас-гитара, В. Галаган – рояль, А. Буковский - барабаны

3. Sonny Rollins «Doxy» исп. В. Куличёва, В. Галаган – рояль, А. Буковский - барабаны

4. Сh. Parker «My little suede shoes» исп. В. Куличёва, В. Галаган – рояль, А. Буковский - барабаны

5. Р. Роджерс «My funny Valentine» (соло Г.Стрелкова) исп. А. Корпачёв – бас-гитара-соло, Н. Буковская - электрогитара

6. O. Hernandez «Mambo for Tajrid» исп. В. Куличёва

7. O. Hernandez «Blue Cha-cha» Исп. А. Корпачёв

8. Y. Naruse&T.Sakurai «Bass duet» исп. дуэт бас-гитар: А. Корпачёв - Н. Буковская

9. Herbie Hancock «Chameleon» исп. бас-гитары: Н. Буковская и А. Корпачёв, В. Галаган – синтезатор, А. Макаров – электрогитара, А. Буковский - барабаны

10. The James Taylor Quartet «Chalkpit» исп. А. Макаров – электрогитара, Н. Буковская – бас-гитара, А. Буковский - барабаны

11. Dave Meniketti «Jast Coastin’» исп. А. Макаров – электрогитара, Н. Буковская – бас-гитара, А. Буковский - барабаны

12. St. Ray Vaughan «Lenny» исп. А. Макаров – электрогитара, Н. Буковская – бас-гитара, А. Буковский - барабаны

13. Albert Collins «Left Overs» исп. А. Макаров – электрогитара, Н. Буковская – бас-гитара, А. Буковский - барабаны

Ведущий – Наталья Буковская

Звукооператоры – Дмитрий Цыбань, Александр Дубровин

Тех.поддержка и предоставление аппарата - Сергей Юрин

Огромное спасибо за помощь в организации концерта, техническом оснащении и онлайн записи Андрею Буковскому!

Помощники сцены – Владислав Бутин и Владимир Новокшонов.

Первыми исполнителями на бас-гитаре были музыканты параллельных, родственных инструментов - контрабасисты и гитаристы. Однако в наше время инструмент получил полную самостоятельность. Существует специальное обучение на бас-гитаре, разработан ряд методических пособий („Школа-самоучитель для бас-гитары" Л. Моргена, „Практическое руководство игры на бас-гитаре" С. Ариевича). И вот впервые выходит в свет „Хрестоматия для бас-гитары", включающая в себя несколько десятков образцов, различных по музыке, стилистике, а также степени трудности произведений. В каждом музыкальном примере перед исполнителем поставлены вполне определенные задачи - овладение аппликатурой, приемами артикуляции, использование различных интервалов и аккордов, флажолетов, сложных размеров, синкоп, акцентов, современных приемов исполнения и т. д. Основная часть приведенного в Хрестоматии музыкального материала - переложения, поскольку оригинальных сочинений для бас-гитары существует немного.

Латиноамериканский джаз

Джаз (англ. jazz) — род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии, с привлечением элементов афроамериканского фольклора. Джаз как явление возник в 1910-х годах на юге США и быстро распространился во всех развитых странах. На родине оригинальный стиль обогащался, в частности, различными региональными музыкальными особенностями[5]. Популярная музыка и джаз в 1920-е годы стали для многих людей почти равнозначными понятиями, при этом американские критики, в первую очередь, противопоставили его коммерческой музыкальной индустрии США.

В XX веке направление постоянно преображалось, пройдя несколько характерных этапов развития. В течение 1930—1940-х годов термин дестабилизировался свинговым бумом и би-боп-движением. Современное значение появилось в 1950-х годах, когда джаз объединили в музыкальный жанр, с описанием, соединившим разные стили всех временных периодов. Большинству разновидностей жанра свойственен свинг, вокальная экспрессия, импровизация, опора на риффы, использование ладов с блюзовыми нотами. Постепенно джаз приблизился к сфере высокого искусства, сохранив свою противоречивую тождественность как популярной, так и академической музыке. Джаз остаётся престижным и поддерживается научными кругами, учредительными фондами, всемирной сетью фестивалей. Наследие джаза широко известно, и он продолжает влиять на мировую музыкальную культуру.

История развития джаза. Основные течения

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии, ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Истоки джаза связаны с блюзом. Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании. . Впрочем, обязательно надо отметить вклад Марка «Сноубоя» Котгроува-способного перкуссиониста, принимавшего деятельное участие в записях квартета. Также Джеймс Тейлор совместно с музыкантами из The James Taylor Quartet выпускали альбомы в рамках других проектов, таких как New Jersey Kings, James Taylor Funk Band и James Taylor’s 4th Dimension. Надо отметить и вокалистов квартета. Ими в разные годы были Элисон Лимерик, Нил МакКой, Роуз Виндросс, Линда Мьюриэл и, конечно же, Вайвонна Йяни.

Хард-боп (англ. — твёрдый, жёсткий боп) — разновидность джаза, возникшая в 1950-е гг. из бопа. Отличается экспрессивной, жестокой ритмикой, опорой на блюз. Относится к стилям современного джаза. Примерно в то же самое время, когда прохладный джаз пустил корни на Западном Побережье, джазовые музыканты из Детройта, Филадельфии и Нью-Йорка начали разрабатывать более твёрдые, тяжёлые вариации старой формулы бибопа, получившие название Хард-боп или Твёрдый бибоп. Близко напоминая традиционный бибоп в его агрессивности и технических требованиях, хард-боп 1950-х и 1960-х меньше основывался на стандартных песенных формах и стал уделять больше внимания элементам блюза и ритмическому драйву. Зажигательное солирование или мастерство импровизации вместе с сильным чувством гармонии являлись свойствами первостепенной важности для исполнителей на духовых инструментах, в секции ритма более заметным стало участие барабанов и фортепиано, а бас приобрёл более текучее, фанковое чувство. Джазовый и фанковый клавишник Херби Хэнкок.

Джаз в СССР и России

Отношение советских властей к джазу на протяжении почти всей истории СССР было отрицательным. Воспринятый сначала как музыка угнетённого и эксплуатируемого чернокожего населения США, джаз был допущен в СССР в начале 1920-х годов, однако уже к концу десятилетия джаз стал восприниматься властями как проявление буржуазной культуры и подвергаться резкой критике, а затем и запрету.

С этого времени западная джазовая музыка была в СССР почти полностью запрещена и недоступна. Иностранные джазовые альбомы можно было купить лишь нелегально. Отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но их возможности по доступу к аудитории резко ограничивали. Была распространена жёсткая критика джаза в контексте противодействия западной культуре в целом[11]. Советской пропагандой были придуманы и распространены высказывания «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст», «от саксофона до финского ножа — один шаг!». Особо сложный период джаз в СССР переживал в конце 1940-х годов во время борьбы с космополитизмом, когда все коллективы, исполняющие «западную» музыку, подверглись гонениям. С началом «оттепели» гонения в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась.

Джаз-сцена зародилась в СССР в 1920-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 году поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днём рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радио-эфире и записавшим пластинку, считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон).

Слово «джаз» приобрело в СССР широкую известность в 1930-е годы благодаря использованию его ленинградским ансамблем под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. С музыкальной точки зрения музыка ансамбля Утёсова не напоминала западный джаз, но слово «джаз» использовалось. Позднее по отношению к музыке ансамбля Утёсова и Скоморовского музыковедами стал употребляться термин «теа-джаз» (театральный джаз), как обозначение оригинального стиля этого ансамбля, основанного на смеси музыки с театром и опереттой, большую роль в котором играли вокальные номера и элемент представления. Популярная в Советском союзе музыкальная кинокомедия «Весёлые ребята» (1934, саундтрек к фильму написал Исаак Дунаевский) с участием Утёсова первоначально имела название «Джаз-комедия».